Леонид Леонидович Оболенский

(21. 01. 1902 – 17. 11. 1991)

Леонид Леонидович Оболенский – один из признанных первопроходцев советского и российского кино. Актер, кинорежиссер, звукооператор, звукооформитель, фотохудожник – этим далеко не исчерпывались его творческие возможности! Любознательный, общительный, обладающий незаурядной внешностью, неповторимым обаянием, прекрасными манерами, непревзойденный танцовщик, интересный  собеседник, способный лингвист, энциклопедически образованный человек. Талантливый во всём, он был личностью поистине ренессансного типа!

В круг его общения входили Исаак Бабель, Андрей Платонов, Владимир Маяковский, Лиля Брик, Айседора Дункан, Марлен Дитрих. Именно Оболенский привел в кино Сергея Эйзенштейна и много лет был его близким другом. Личность Оболенского сама по себе представляет большую культурно-историческую ценность. Оболенский прожил долгую, наполненную необычайными приключениями и драматическими событиями жизнь. Имя его и роль как одного из основоположников отечественного кинематографа на протяжении долгих лет замалчивались, но вопреки всему, он сумел реализовать себя, оставив глубокий след в отечественном киноискусстве. 

Краткая  творческая  биография                                                                                     

Потомок древнего княжеского рода (его дед был издателем журнала «Русское богатство», отец — красным дипкурьером, после революции — первым директором Эрмитажа), Леонид Оболенский родился 21 января 1902 года в городе Арзамасе Нижегородской губернии. Природный артистизм, внешние данные, способности к танцу и пластическому движению обусловили его поистине звездное явление на столичном небосклоне в 20-е гг. XX века.

В 1919 году  Оболенский поступает в Государственную школу кинематографии (мастерская Л.В. Кулешова). Снимается в первых его фильмах «На Красном фронте», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» и др. В 1925 –1929 гг. на киностудии «Межрабпом-Русь» (позднее «Межрабпомфильм») в качестве режиссера ставит фильмы «Кирпичики», «Эх, яблочко…», «Альбидум», «Торговцы славой». Он становится одним из зачинателей звукового кино. Одним из первых он стал использовать звук как мощное средство драматургии фильма.

            

  Леонид Оболенский                                                                                              Кадр из фильма "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", 1924

Оболенский работает звукооператором и звукооформителем на фильмах «Горизонт», «Окраина», «Путевка в жизнь», «Большой Токио», «Марионетки», «Великий утешитель». Пробует себя и на театральной сцене как эксцентрический актер у Всеволода Мейерхольда и даже как артист балета у Касьяна Голейзовского. Параллельно с производством фильмов с 1927 г. преподает во ВГИКе (с 1928 года на кафедре режиссуры в качестве ассистента С.М.Эйзенштейна). В 1941 году становится доцентом ВГИКа.

      

Кадр из фильма "Потомок Чингисхана", 1928                                                                                     Кадр из фильма "Праздник святого Йоргена", 1930

С началом Великой Отечественной войны Оболенский попадает в народное ополчение, а затем – фронт, немецкий плен, попытка побега, снова плен, снова побег, чудесное спасение его, умирающего, монахами православного монастыря близ Бендер (Молдавия), постриг  и жизнь  в монастыре под именем инока Лаврентия.  С приходом советских войск его «вычисляет» СМЕРШ. Осужденный на 10 лет, он попадает в ГУЛАГ.  Затем - изматывающий труд на строительстве железной дороги Салехард-Норильск. Но любовь к искусству и природное жизнелюбие помогли  выжить. В лагерной жизни Оболенский остается артистом. Он ставит целый ряд драматических спектаклей с актерами - заключенными. За успехи в культмассовой работе его выпустили досрочно на поселение в Минусинск. А после амнистии – запрет на проживание в городах западнее Урала и долгое забвение.

Выбрав Свердловск, город, где была киностудия, Оболенский работал здесь с 1956 до 1965 года режиссером научно-популярного кино и вторым режиссером на фильмах «Во власти золота», «В погоне за славой», «Очередной рейс», а  после небольшого перерыва, еще и в конце 60-х – начале 70–х годов.

В это время на студии расширялось производство игровых фильмов. Несмотря на уникальный опыт и талант, у опального художника не было шансов на постановку, но он щедро делился с другими своим опытом, знаниями, находками. Его общение с актерами, режиссерами, другими членами съемочной группы всегда перерастало рамки обычных производственных отношений. Его вклад в творческий процесс невозможно измерить. Сама его личность для многих являлась своего рода камертоном, что было очень важно в период становления киностудии.

        

                                                                                                                               Леонид Оболенский и художник кино Юрий Истратов

36 лет жизни Оболенского связаны с Уралом, где он остался навсегда. После Свердловска он работал в Челябинске и Миассе. На Урале он вновь обрел любимую работу, дом, друзей, почитателей, учеников. Здесь он вновь стал востребован как киноактер сначала на Свердловской киностудии («Ждите писем»,  режиссер Ю. Карасик, 1960 г.; «На исходе лета», режиссер Р. Мурадян, 1979 г.), а затем и на других студиях страны. Он сумел в высокой степени реализовать свой выдающийся актерский потенциал. За лучшее исполнение мужской роли в фильме Р. Мурадяна «На исходе лета» (Свердловская киностудия) Оболенский был удостоен приза «Золотая нимфа» на кинофестивале в Монте-Карло. 

   

 Кадр из фильма "Молчание доктора Ивенса", 1973                                                                                                                                                           Кадр из фильма "Чисто английское убийство", 1974         

     

Кадр из фильма "Красное и черное", 1976                                                                                                                                                            Кадр из фильма "На исходе лета", 1979  

К нему пришли известность, любовь зрителей и признание в среде кинематографистов. Сегодня имя Л.Л. Оболенского по праву стоит в ряду деятелей мирового кинематографа и известно не только в России, но особенно дорого оно  уральцам! В Доме кино Екатеринбурга к 100-летию со дня его рождения была торжественно открыта памятная звезда Оболенского.

      

Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи", 1980                                                                                                                 Кадр из фильма "Россия молодая", 1981-1982

О Леониде Оболенском были сняты документальные фильмы: «Визит к счастливому человеку» (дипломный фильм режиссёра Петра Солдатенкова, ВГИК, 1980 г.); «Ваш уходящий объект Леонид Оболенский» (режиссер Ю. Захаров, «Леннаучфильм», 1988 г.) и «Таинство брака» (режиссер С. Мирошниченко, Свердловская киностудия,1992 г.). В них запечатлен образ мудрого, удивительно красивого, светлого человека с  неисчерпаемым запасом юмора, обаяния и  душевной щедрости.

 

Фильмография:

Сценарист:

Кирпичики, Л. Оболенский, «Межрабпом - Русь», 1925

Торговцы славой», «Межрабпомфильм», Л. Оболенский , Н. Равич. 1929

Режиссер:

Кирпичики, режиссеры М. Доллер, Л. Оболенский, «Межрабпом - Русь»,1925

Эх, яблочко, куды котишься?, режиссеры М. Доллер, Л. Оболенский, «Межрабпом -Русь», 1926

Альбидум, реж. Л. Оболенский, «Межрабпомфильм», 1928

Торговцы славой, реж. Л. Оболенский, «Межрабпомфильм», 1929

Звукооператор и звукоформитель

Горизонт, реж. Л. Кулешов «Межрабпомфильм», 1929

Путевка в жизнь, реж. Н. Экк, «Межрабпомфильм», 1931

Большой Токио, реж. В. Шнейдеров, «Межрабпомфильм», 1932

Окраина, реж. Б. Барнет, «Межрабпомфильм», 1933

Марионетки, реж. Я. Протазанов, П. Подобед, «Межрабпомфильм», 1933

Великий утешитель, реж. Л. Кулешов, «Межрабпомфильм», 1933

Второй режиссер:

В погоне за славой, реж. Р.Гольдин, Свердловская киностудия, 1956

Во власти золота, реж. И. Правов, Свердловская киностудия, 1957

Очередной рейс, реж. Р. Гольдин,Свердловская киностудия, 1958

Художник:

Торговцы славой, реж. Л. Оболенский, «Межрабпомфильм», 1929

«Сибиряки», реж. Л. Кулешов, «Союздетфильм», 1940

Участие в документальных фильма:

Юность заводская», 1967

Визит к счастливому человеку, реж. П Солдатенков, студия док фильмов П. Солдатенкова, 1981

Вспоминая Менделеева (академик Д.П.Коновалов), реж. А. Косачев, «Центрнаучфильм» 1980

Участие в художественных фильмах:

На красном фронте (Красноармеец), реж. Л. Кулешов, Киносекция Моссовета, мастерская Л.Кулешова, 1920

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков (Франт), реж. Л. Кулешов, Госкино, 1924

Луч смерти» (Хард, главарь фашистов), реж. Л. Кулешов, 1-я фабрика Госкино - майор, 1925

Потомок Чингисхана» (адъютант начальника оккупационных войск), реж. В Пудовкин, «Межрабпомфильм», 1928

Преступление Ивана Караваева, реж. Т. Лукашевич, «Межрабпомфильм», 1929

Праздник святого Йоргена (режиссер религиозного боевика "Житие св. Йоргена"), реж. Я.Протазанов, «Межрабпомфильм» 1930

Просперити, реж. Ю. Желябужский, «Межрабпомфильм», 1932

Очередной рейс (Прохожий в плаще), реж. Р. Гольдин, Свердловская киностудия, 1958

Ждите писем (отец Кости), реж. Ю. Карасик, Свердловская киностудия, 1960

Перекличка (эпизод), реж. Д. Храбровицкий, «Таджикфильм», 1965

Страдания молодого Геркулесова» (короткометражный), реж. Б. Бушмелёв, «Мосфильм», 1972

Вид на жительство (Князь), реж. О. Гвасалия, А. Стефанович, «Мосфильм», 1972

Молчание доктора Ивенса (Зор), реж. Б. Метальников, «Мосфильм», 1973

Скворец и Лира (Промышленник), реж. Г. Александров, «Мосфильм», 1974

Дорогой мальчик (Лейн - глава авиакомпании,  реж. А Стефанович, «Мосфильм», 1974

«Чисто английское убийство» (лорд Томас Уорбек), реж. С. Самсонов, «Мосфильм», 1974

«Красное и чёрное» (католический епископ), реж. С. Герасимов, к/ст. им. Горького, 1976

«Обмен» (доктор Игнас Диджюлис), реж. Р. Вабалас, Литовская киностудия, 1977

«Ореховый хлеб» (дедушка Андрюса), реж. А. Жебрюнас, Литовская киностудия, 1977

«Чужая» (Леонид Леонидович), реж. В. Шредель, «Ленфильм», 1978

«Юлия Вревская», реж. Н. Корабов. «Мосфильм», к/ст «Бояна» (Болгария), 1977

«Прости - прощай» (старик), реж. Г. Кузнецов, Свердловская киностудия, 1979

«На исходе лета» (Андрей Афанасьевич Веденеев), реж. Р. Мурадян, Свердловская киностудия, 1979

«Факт»  (пастух Александрас), реж. А. Грикявичюс, Литовская киностудия, 1980

«Ларец Марии Медичи» (епископ Бертран д’Ан Марти), реж. Р. Фрунтов, «Мосфильм», 1980

«Россия молодая» (отец Дэс-Фонтейнеса), реж. И. Гурин, киностудия им. Горького, 1981

«Душа» (старик у моря), реж. А. Стефанович, «Мосфильм», 1981

«Забытые вещи» (Ян, работник пункта "Забытые вещи") реж. В. Бейнерте, Рижская киностудия, 1982

«Чужие страсти» (Валдманис), реж. Я. Стрейч, Рижская киностудия, 1983

«Подросток» (князь Сокольский), реж. Е. Ташков, «Мосфильм», 1983

«Легенда о княгине Ольге» (Ильм, волхв, ведун), реж. Ю. Ильенко, киностудия им. Довженко, 1983

«Европейская история» (господин на приёме), реж. И. Гостев, «Мосфильм»,1984

«Меньший среди братьев» (Леонид Игнатьевич Домрачев, декан), реж. В. Туров, «Беларусьфильм», 1984

«Зудов, вы уволены!» (Юрий Яковлевич, работник кинофотоателье), реж. Б. Бушмелев, «Мосфильм», 1984

«Миллион в брачной корзине» (барон), реж. В. Шиловский, Одесская киностудия, 1985

«Иван Бабушкин» (князь Андронников, адвокат), реж. Г. Кузнецов, Свердловская киностудия, 1985

«Была не была» (Владимир Михайлович, учитель), реж. В. Федосов, Одесская киностудия,  1986

Документальные фильмы о Л.Л.Оболенском:

«Визит к счастливому человеку», реж. П. Солдатенков, ВГИК, 1980

«Ваш "уходящий объект" Леонид Оболенский», реж. Ю. Захаров, «Леннаучфильм» 1988 (Гран-при фестиваля в Нионе, Швейцария)

«Таинство брака», реж. С. Мирошниченко, Свердловская киностудия, 1992