Александр Аркадьевич Литвинов (15.07.1898 - 06.05.1977)

Вторая звезда, появившаяся в Звездном круге Дома кино в октябре 2000 г, принадлежит первопроходцу отечественного этнографического кино, выдающемуся кинорежиссеру, заслуженному деятелю искусств Александру Аркадьевичу Литвинову.  Основателем жанра этнографического кино считается американский кинорежиссёр Роберт Флаэрти, чьи фильмы «Нанук с Севера» (1921 г.), «Моана южных морей» (1926), «Человек из Арана» (1934) и другие проложили дорогу новому направлению в мировом кинематографе. Эстафетную палочку подхватил Александр Литвинов, называемый впоследствии "русский Флаэрти". Его творчество оказало заметное влияние на развитие жанра, находящегося на грани искусства и науки.

Краткая творческая биография

Александр Литвинов родился и вырос в Баку. Получил хорошее гимназическое образование. Пришел в кино еще в дореволюционные годы. Его первым киносценарием заинтересовались режиссер Яков Протазанов и актер Иван Мозжухин. Литивнов был приглашен к участию в постановке фильма «Член парламента» (1918). Это был первый успех Александра Литвинова в кинематографе.

Оставив учебу на медицинском факультете Бакинского университета (1918-1919), он посвящает себя кино: заведует кинофабрикой Азербайджанского фотокиноуправления, а в 1920 году в Петрограде работает в окружном фотокиноотделе и одновременно – на кинофабрике «Севзапкино». В Баку, Петербурге и Москве Литвинов освоил множество кинематографических профессий: помощника оператора, ассистента режиссера, снимался в эпизодических ролях, писал сценарии, делал агитфильмы, даже присутствовал на одной из съёмок В. И. Ленина. В 1922 году в Москве принимал участие в съемках 4-го Конгресса Коминтерна, а в Баку – в съемках первых октябрьских демонстраций с С. М. Кировым на трибуне. В 1924 году А. А. Литвинов пришел в режиссуру. Его первые фильмы служили укреплению советской власти в национальных республиках.

В 1927 году, в период первых открытий в кинематографе, на глазах становившихся классикой, Литвинов был принят на московскую кинофабрику «Совкино». Общение с признанными деятелями советского кино - М. И. Роммом, А. П. Довженко, И. А. Пырьевым – стало хорошей школой для начинающего режиссера. Вскоре он и сам заявил о себе как о режиссере нового направления в кино. Его внимание привлекла газетная заметка «Племя, заблудившееся в веках». В ней говорилось о небольшой народности, в дебрях Уссурийской тайги сохранившей первобытный образ жизни. В Институте этнографии Академии наук СССР ему посоветовали обратиться за консультацией к видному исследователю Дальнего Востока Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву, автору советского бестселлера «Дерсу Узала». Писатель предложил молодому режиссеру снять фильм о племени удэгейцев, которому грозило полное вымирание.


           

В.К. Арсеньев, Э.Ф. Фельдман, капитан, А.А. Литвинов, П.М. Мершин                                               Портрет В.К. Арсеньева. 1920-хх гг.

К началу марта 1928 года сценарий «Лесных людей» был написан. Арсеньев сказал: «Если вам удастся из того, что мы с вами написали, снять только пятьдесят процентов, то это уже можно считать победой». Арсеньев не смог сам участвовать в киноэкспедиции, но принял самое деятельное участие в разработке маршрута и снаряжения. В качестве проводника он предоставил членам киногруппы Сунцая Геонка – своего проводника после ухода из жизни Дерсу Узала. Это была первая в истории киноэкспедиция по Уссурийской тайге, повторившая арсеньевский маршрут. Она длилась полгода. Нелегко было пробираться с тяжёлым киноаппаратом, запасами плёнки и продовольствия по глухой тайге, где на каждом шагу подстерегали опасности! Не так-то просто было заслужить доверие таёжных жителей, приучить их не бояться киноаппарата. Трудности и приключения киноэкспедиции нашли отражение в фильме А. Литвинова «По дебрям Уссурийского края».

Группа Приморской киноэкспедиции: М.Л. Поляновский, В.К. Арсеньев, П.М. Мершин, А.А. Литвинов. Владивосток.1928 г.

В. К. Арсеньев высоко оценил фильм «Лесные люди»: «Так правдиво и масштабно показать Уссурийскую тайгу, так естественно, просто, а главное, тепло раскрыть жизнь маленького, но чудесного народа мог только опытный путешественник и зрелый художник… Экспедиция сумела проникнуть в самую глубь горной области Сихотэ-Алиня и там, в обстановке дикой и первобытной, собрать весьма ценный и правдивый этнографический материал, который может сделать честь лучшим специалистам как в области этнографии, так и в области киносъемки».

       

Кадры со съемок фильма "Лесные люди". 1928 г.

Результат усилий всех участников киноэкспедиции вышел за рамки формального задания, заложив первоосновы этнографического кино в СССР. Фильмы «Лесные люди» и «По дебрям Уссурийского края», вышедшие на экран в 1929 году, имели большой успех не только в СССР, но и за рубежом. Сам Роберт Флаэрти живо заинтересовался фильмами и их создателями.

Имя А. Литвинова приобрело мировую известность, когда режиссеру было всего тридцать лет. За первой экспедицией последовала вторая, результатом которой стали картины о жизни народностей Камчатки: коряках, чукчах, ламутах.

                 

           Группа Камчатской киноэкспедиции. 1929 г.                                           Кадр из фильма "Неведомая земля". 1930 г.

За период с 1928 по 1941 гг. А. А. Литвинов провел семь киноэкспедиций, создав серию кинолент о жизни малых народов Сибири и Дальнего Востока. Режиссер пробовал себя и в игровом кино. По книге М. М. Пришвина «Корень жизни» им снят фильм «Хижина старого Лувена» (1935). Знакомство с писателем переросло в дружбу. А. А. Литвинов снял ещё ряд игровых фильмов о жителях Дальнего Востока, но фильмы эти не сохранились.

Этнографические фильмы Литвинова стали уникальными документами в истории российского и мирового кино. По словам критика Александра Дерябина, «… режиссёр смог уловить и передать на экране особое время, в котором живут не тронутые цивилизацией люди … в фильме есть особенное ощущение вечности. Если угодно, «Лесные люди» – фильм не столько на экологические темы, сколько об экологии времени».

             

Кадры из фильма "Тумгу" (о коряках): Шаманка (слева). У корякской юрты (справа). 1930 г.

Во второй половине 1930-х годов Александр Литвинов был направлен на студию «Сибтехфильм». Будучи негласным художественным руководителем коллектива, он оказал огромное влияние на все творческие направления студии, особенно на производство этнографических фильмов. Во время Великой Отечественной войны режиссер снимал агитплакаты для широкого зрителя, фильмы военной тематики и специального назначения. 

                    

                    

Кадры из фильма "Сибирь советская". 1940 г.

В 1948 году вместе с коллективом «Сибтехфильма» А. А. Литвинов приехал на Урал. В созвездии режиссеров, прибывших из Новосибирска для укрепления молодой Свердловской киностудии, он был одной из самых ярких личностей.

Находясь в постоянном творческом поиске, в Свердловске он снял немало фильмов разной тематики. Беспокойный нрав путешественника не давал ему засиживаться на месте. Даже в преклонном возрасте он постоянно находился в разъездах: на Урале, на Дальнем Востоке. Уже далеко не молодой человек – он оставался верен любимой теме. В 1947 г. и 1957 г. Литвинов совершил настоящий подвиг – пешком, на лодках, на лошадях, на собаках пройдя по маршруту своей первой экспедиции. Снятые в эти годы фильмы «Удэге» и «По дорогам Приморья» рассказывали о переменах, принесенных советской властью в жизнь некогда отсталых народностей. За создание этих фильмов Приморским филиалом географического общества А. А. Литвинову присужден Диплом лауреата премии имени Ф. Ф. Буссе.

В 1977 году произошло «второе рождение» картины «Лесные люди» на международном кинофестивале в швейцарском Нионе. А. А. Литвинов был тогда жив и смог порадоваться успеху. В начале 1978 года фильм «Лесные люди» впервые после показов 1930-х годов был представлен зрителям на экране парижского кинотеатра «Пантеон». Его увидели зрители из разных стран мира. Заголовки газетных статей пестрели словами: «сенсация», «открытие», «шедевр». Копии фильма были запрошены синематеками Парижа и Мюнхена, Рима и Лиссабона. Фильмы Литвинова переживали всё новые и новые «рождения». Киноленты «По дебрям Уссурийского края» и «Лесные люди» были показаны на Московском международном кинофестивале в 1999 году. И вновь многие зрители впервые узнали о замечательном режиссёре.

                         

Кадры из фильма "Лесные люди". 1929 г.

На Свердловской киностудии Александр Аркадьевич Литвинов проработал 25 лет. Он стал одним из основателей творческого объединения научно-популярных фильмов и автором многих картин об уральском крае. Личность Александра Литвинова и магистральное направление его творчества оказали большое влияние на формирование тематического плана киностудии.

А.А.Литвинов на съемках фильма "Урал - земля золотая". У камеры - А. Лесников, Ю. Дуринов. 1968 г.

В коллективе он не только пользовался огромным авторитетом – им восхищались, его любили. Многие молодые кинематографисты учились у него. В числе его учеников можно назвать Бориса Урицкого, Льва Ефимова, Лию Козыреву, Лидию Котельникову и многих других.

Свердловская киностудия – крупнейшая студия России – на протяжении многих лет по сути являлась киностудией народов России. Здесь снимались игровые и документальные фильмы о национальных республиках и народах нашей страны. И в этом тоже немалая заслуга Александра Литвинова. В 1959 году указом Президиума Верховного Совета РСФСР Александру Аркадьевичу Литвинову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Общественная деятельность

Александр Аркадьевич Литвинов стоял у истоков создания Свердловской организации Союза кинематографистов СССР в мае 1958 года. Для формирования Правления на студии было ещё недостаточно членов Союза. В роли уполномоченного СК СССР, а позднее – председателя Правления, Александр Аркадьевич Литвинов стал первым руководителем отделения Союза кинематографистов СССР в Свердловске. Когда на этом посту его сменил Я. Л. Лапшин, А. А. Литвинов остался заместителем председателя.

Его авторитет придавал больший вес организации, ведь он был тогда единственным заслуженным деятелем искусств в коллективе студии.

В последние годы жизни А. А. Литвинов вёл большую общественную работу, передавал свой опыт ученикам, успел написать мемуары – свидетельства своего времени, истории и быта малых народов Севера. За свою 55-летнюю деятельность в кинематографе Александр Аркадьевич Литвинов создал около 70 фильмов, написал 17 киносценариев и три книги.

А.А. Литвинов

В 1996 году режиссером Свердловской киностудии Борисом Урицким был снят документальный фильм «Александр Литвинов. Успех и драма советского кинорежиссера». Дело Литвинова продолжили уральские кинематографисты нового времени. В Екатеринбурге на студиях «Зов», «Уралфильм», «А-фильм», «Снега» снимают фильмы о малых народах России. Имя Александра Литвинова является подлинным знаменем студии «Этнографическое бюро», профильным направлением которой является этнографическая тематика.

Дружеский шарж Ю. Истратова

Книги, воспоминания:

1955 Литвинов А. А. «В Уссурийской тайге: Записки кинорежиссера». «Уральский современник» № 1 (29), Свердловское областное государственное издательство;

1959 Литвинов А. А. «По следам Арсеньева». Владивосток: Приморское книжное издательство;

1963 Литвинов А. А. «В краю огнедышащих гор». Свердловск;

1982 Литвинов А. А. «Путешествия с кинокамерой». М.: Всесоюзное Бюро пропаганды киноискусства.

Награды:

1956 Премия Ф. Ф. Буссе за создание 12 документальных фильмов о Дальнем Востоке и книгу «В Уссурийской тайге: Записки кинорежиссера».

1959 Удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». А. А. Литвинов являлся действительным членом Приморского филиала Географического общества СССР.

Фильмография

1924 «Горняк-механик на отдыхе и лечении», «Азгоскино», Баку;

1924 «Око за око, газ за газ (Один из многих)» , «Кино-Горняк, АФКУ», Баку ;

1925 «Красные Пинкертоны» ;

1926 «Борьба за жизнь» ;

1926 «На разных берегах (Схватка)» ;

1927 «Нефть» (совместно с Н. Лебедевым);

1928 «По дебрям Уссурийского края» , «Совкино»;

1928 «Лесные люди (Удэ)» , «Совкино»;

1931 «Оленный всадник» , «Совкино»;

1929 «Тумгу (Тымгу)» , «Совкино»;

1930 «Оживающий полуостров» , «Мосфильм» ;

1930 «Неведомая земля (Камчатка)» , «Мосфильм»;

1931 «За шесть миллионов» , «Мосфильм»;

1931 «Эмигранты из цветущей страны» , «Мосфильм»;

1932 «Джоу (Сын хозяина земли)» , «Мосфильм»;

1933 «Хочу жить (На далеком севере)» , «Мосфильм»;

1934 «У берегов Чукотского моря» (совместно с Ю. Смирнитским), «Мосфильм»;

1935 «Хижина старого Лувена (На далеком севере)» «Мосфильм»;

1936 «Девушка с Камчатки» , «Мосфильм»;

1939 «Якутия» , Новосибирская киностудия;

1940 «Сибирь советская» , Новосибирская киностудия;

1941 «Марш зимой» , Новосибирская киностудия;

1941 «Стреляй метко» (совместно с В. Григорьевым), Новосибирская киностудия;

1942 «Сибирь в дни войны» (совместно с М. Кауфманом), Новосибирская киностудия;

1947 «Удэге» , Новосибирская киностудия.

Свердловская киностудия:

1948 «В горах Алтая (Горный Алтай)» ;

1949 «Человек с горы Высокой» ;

1949 «Новаторы Уралмаша» ;

1957 «По Чусовой» ;

1957 «По дорогам Приморья» ;

1960 «Однажды летом» ;

1960 «Автоматика рождается в цехе» ;

1961 «СИП» ;

1962 «Сокровища наших недр» ;

1964 «Иван Ползунов» ;

1964 «Наш верный друг» ;

1964 «Так будет» ;

1966 «Когда устают металлы» ;

1966 «Разведка очага ядерного поражения» ;

1968 «Урал – земля золотая» ;

1970 «Мускулы века» ;

1971 «Производство бесшовных труб» .

Сценарии:

1923 «За власть Советов» (совместно с Д. Гессеном, В. Карцевым)

1924 «Горняк-механик на отдыхе и лечении» (совместно с П. Бельским)

1924 «Око за око, газ за газ (Один из многих)» (совместно с П. Бельским, С. Троицким)

1926 «На разных берегах (Схватка)» (совместно с П. Вейнштейном, И. Тартаковским)

1930 «Оленный всадник»

1931 «Неведомая земля (Камчатка)» (совместно с Н. Венделиным)

1931 «Тумгу (Тымгу)»

1932 «Эмигранты из цветущей страны»

1934 «Хочу жить (На далеком севере)» (совместно с Г. Павлюченко, Ю. Смирнитским)

Актёр:

1922 «Нет счастья на земле»

1924 «Око за око, газ за газ»