Уральское кино – что это?,

Уральское кино – что это?

19 сентября

Круглый стол, посвященный кругу вопросов об уральском кино, состоялся 17 сентября, в день, завершающий Неделю уральского кино.

Модераторами выступили: Лилия Михайловна Немченко, кандидат философских наук, доцент УрФУ и Татьяна Анатольевна Круглова, доктор философских наук, профессор УрФУ.

Лилия Немченко, преподаватель УрФУ, модерировала круглый стол по анонсированным и возникшим в ходе дискуссии вопросам: существует ли феномен уральского кино? Что входит в это понятие? Можно ли говорить об уральской культурной идентичности? Есть ли что-то в реальности, доступное только уральским кинематографистам? Каковы границы применения признаков «уральской специфики», разработанных на примере изобразительных искусств, драматургии, литературы к кинематографу? Что зритель ждет от уральского кино?

Андрей Титов, режиссер: Мое предощущение, но не окончательная формулировка, того, что такое «уральское кино» и чем оно отличается от московского - с публицистичностью, близостью к медийным фигурам, стремящееся рассказать неизвестные факты об известных людях, заточенностью под рейтинги; питерского, которое узнается визуально, наполненное вдумчивостью, артхаусной картинкой, игры со светом, узнаваемым эстетством; уральское (от Екатеринбурга до Красноярска) отличается более пристальным, дотошным интересом не знаменитому, а простому человеку – охотнику, фельдшеру, резчику по дереву, деревенской женщине, которая сделала свое автотранспортное мероприятие и т.д. Длительное кинонаблюдение, искренний интерес к обычному человеку, его радостям и бедам – вот о чем фильмы, это фильмы о жизни. Какой-то фрагмент такой жизни простого человека увидишь гораздо реже в московском или питерском кинематографе. Для нас маленький человек – это бесконечно интересно, и это та ниша, где мы можем развернуться во всю ширь. Здесь, мне кажется, уральское кино нашло свою нишу, и не должно с нее отступать.

Культуролог Татьяна Круглова сделала акцент на смысловом наполнении определений «кино Урала» и «уральское кино», на отсутствии определенности и принципов (географический, отраслевой, исторический) этих понятий.

Режиссер Зоя Киреева рассуждала о том, чем отличается специфика уральской анимации от просто региональных особенностей. «Чисто субъективно, находясь внутри процесса кинопроизводства этого уральского кино, я бы обратилась к фактору идентичности, немного другого менталитета, не такого, как в южных регионах. Здесь, на Урале, люди по-особому выражаются, изъясняются, не открывая рта, экономя тепло и энергию. Я пыталась понять, чем же характерно и странно уральское мышление, чем определяется тип сознания и «энергосберегающее» поведение? Как люди общаются, что происходит с киноязыком при этом? Как строится мыслительный процесс и творчество? Почему достоевщина и саморефлексия в Петербурге совершенно другого типа, чем на Урале? В уральской анимации большой сегмент этно-фольклорный – иносказание, притча, и, конечно, при этом виден способ мышления уральского человека, который очень немногослоен, экономен в эмоциях и в проявлениях. Здесь бытие определяет сознание, стиль киноязыка – скупой, притчево-иносказательный. В этом есть что-то».

Для чего нам термин «уральское кино»? Про PR-составляющую, про «уральское», как бренд и повод для гордости, Алексей Капилевич, режиссер:

«Почему мы знаем Нью-Йорк лучше, чем Ижевск, Омск, Новосибирск? Потому что это мы знаем через кино. «Уральские пельмени», как бренд, делают для известности региона очень много. Потому что это УРАЛЬСКИЕ пельмени. И все их знают. В этом смысле уральское кино зрителю, который живет здесь, необходимо».

Татьяна Круглова предостерегла от красивых, полезных, но в некотором смысле, спекуляций на тему «уральское кино»: «Но если бы мы создали термин «кино Урала», куда бы вошла внятная, объективная история кино на Урале, как институции, как производства, как системы образования - тогда мы бы могли сказать, что те люди, которые здесь работали, учились, получали профессиональное образование, входили в специальные сообщества, студии, союзы, тогда то, что они производят, как продукт, станет известно в России и за рубежом - мы этим действительно сможем гордиться».