29.01.1928–24.11.2007
Одной из самых заметных в уральском кинематографе была и остается фигура заслуженного деятеля искусств России Юрия Ивановича Истратова - человека, которому Свердловская киностудия обязана многими победами и достижениями!
Немногие из тех, кто не знаком с «кинематографической кухней», задумываются о том, как велика в создании фильма роль художника-постановщика. Чем выше мастерство, чем богаче фантазия художника, тем органичнее и незаметнее его присутствие в фильме. Между тем, значение роли художника в создании атмосферы и материальной среды фильма трудно переоценить. Его замысел, пронизывая всю ткань кинопроизведения, входит составной частью в операторское творчество, влияет на режиссуру, игру актеров, звуковой и музыкальный образ фильма. Без художника фильм как произведение искусства состояться просто не может!
Краткая творческая биография
Юрий Иванович Истратов родился в январе 1928 г. в г. Свердловске. Окончил Свердловское областное художественное училище им. И. Д. Шадра. После окончания художественного факультета ВГИКа в 1954 году пришел на Свердловскую киностудию. Первые его шаги были связаны с научно-популярным кино. Обширный список фильмов о разных отраслях науки и народного хозяйства свидетельствует о том, как много мог почерпнуть во время работы над ними внимательный и вдумчивый взгляд художника. С научным кино связаны первые успехи Юрия Истратова на киностудии: ряд дипломов получила лента «Рассказ о камне» (1956 г.), снятая признанными уральскими классиками Л. Рымаренко и В. Волянской. Но главной в его жизни стала работа в художественном кинематографе, где пригодились все полученные знания и навыки. Уже в 1959 году за свой дебютный фильм «Пора таежного подснежника» (реж. Я. Лапшин) Истратов награждается дипломом Всесоюзного кинофестиваля в Минске. Потом была работа со многими режиссерами Свердловской и других студий страны: О. Николаевским, Г. Кузнецовым, О. Воронцовым, Ю. Соломиным, В. Усковым, В. Краснопольским и многими другими.
Творчество Юрия Истратова тесно связано с уральской художественной традицией, корни которой уходят в глубь истории. Самые значительные его фильмы – плод многолетнего творческого содружества с Ярополком Лапшиным. Это историческая трилогия об Урале: «Угрюм-река», «Приваловские миллионы», «Демидовы». Здесь в высшей степени проявились его дар проникнуться духом эпохи, «генетическая» связь с Уралом, его природой и людьми, глубокое знание истории и культуры, неповторимых черточек быта. Фильмы эти не только принесли широкую известность своим создателям, они стали визитной карточкой Свердловской киностудии. Их глубина, содержательность, современность, нерв и экспрессия – это, конечно же, заслуга и режиссера, и операторов, и актеров. Но у истоков фильма стоит художник, являясь своеобразным камертоном для всего творческого коллектива.
Создание пространственной среды фильма, его предметного мира и атмосферы – главная цель художника-постановщика. Профессия эта требует не только изобразительного мастерства, понимания законов драматургии, но и глубокого понимания истории, серьезных знаний в области архитектуры, строительного дела, а иногда даже инженерных познаний. И здесь Истратов показал себя подлинным профессионалом. Пригодились и знание исторического прошлого Урала, и опыт работы в научном кино, ведь ему пришлось и современный кузнечный цех Верх-Исетского металлургического завода «гримировать» под кузнечное производство XVIII в., и воссоздавать производственный процесс демидовского времени, и возвращать к жизни давно остывшую домну…Его эскизы к разным по содержанию, историческому времени, стилистике и жанру фильмам отличает высокая степень проникновения в драматургический материал, глубина и сила эмоционального переживания.
С легкой руки Юрия Истратова для съемок «Демидовых» в Коуровской слободе поднялись знаменитая Невьянская падающая башня и демидовское подворье. А на крутом берегу Чусовой выросло городище. Эти постройки под старину были так красивы, так ладно и крепко срублены из настоящего дерева, что долгое время использовались как натурные декорации для съемок других исторических фильмов, пополняясь новыми сооружениями. Этот прелестный киногородок с прочными стенами, церквушками, избами, амбарами так органично вписывался в необычайной красоты пейзаж, что привлекал не только киношников, но и туристов, облюбовавших эти места.
А на фильме «Ермак» (В. Ускова и В. Краснопольского) по чертежам Истратова были построены не бутафорские, а самые настоящие струги, на каких плавал Ермак Тимофеевич со своей дружиной. Эскизы к «Демидовым» – своеобразный итог большого этапа творческой деятельности художника – представляют собой не только рабочий материал для съемок, но самоценны и как станковые произведения живописи.
Мастерство Истратова проявилось с блеском не только в фильмах уральской и российской тематики. На фильме Ю. Соломина «Скандальное происшествие в Брикмилле» актеры Малого театра, впервые войдя в павильон, ахнули от восхищения при виде выполненной по его проекту декорации респектабельного английского дома. Тематика его фильмов чрезвычайно разнообразна: историческое прошлое («Дым отечества», Я. Лапшин), военная тема («Смелого пуля боится», О. Николаевский; «Сын полка», Г. Кузнецов), или современность («Продлись, продлись, очарованье…», Я. Лапшин; «На исходе лета». Р. Мурадян). Не только талант и фантазия, но и жизненный опыт, и широта знаний придают его работам удивительную точность, достоверность и современность. Пятьдесят лет Юрий Иванович Истратов отдал кино. С его участием создано 35 художественных фильмов, 18 телеспектаклей, 30 научно-популярных и учебных лент.
Коллеги вспоминают, как интересно, познавательно, но трудно и ответственно было работать с ним в силу его высокой требовательности к себе и другим. Его мастерство, интеллигентность, эрудиция, увлеченность вызывали у людей чувство глубокого уважения. У фильмов Истратова счастливая судьба: их знают, помнят, о них говорят. Фильмы об Урале Ярополка Лапшина и Юрия Истратова часто можно видеть на телеэкранах. Его эскизы к фильмам - законченные живописные полотна. Особое место в жизни художника занимала живопись. Он был постоянным участником разного ранга художественных выставок. Свидетельство тому - множество наград. Несмотря на постоянную занятость, Юрий Истратов находил время и для общественной деятельности. Будучи председателем секции художников и членом правления Уральского отделения Союза кинематографистов, он и в Союзе художников имел массу разных нагрузок: занимался отбором картин, составлением экспозиций, был членом выставочных комитетов. Всем известны его помощь и поддержка молодых художников. Вместе с редактором научно-популярных фильмов Львом Николаевичем Эглитом он стал организатором Музея Свердловской киностудии.
Сила духа художника особенно отчетливо проявилась в последние годы его жизни. Долгая и мучительная болезнь не сломила его: он показал всем пример недюжинного мужества, стойкости и преданности делу всей своей жизни! Правая рука художника была парализована, но он заново учился писать левой рукой. И когда уже всем казалось, что творчество для него недоступно, он буквально ошеломил всех персональной выставкой новых работ в Доме кино. Эти работы были светлыми и жизнеутверждающими! Выставка открылась в момент кризиса кинематографа. Художник вновь протянул руку помощи многим растерянным и потерявшим надежду товарищам!
Юрий Истратов связан с Уралом не только фактом своего рождения и проживания, он сам - один из ярких созидателей уральской культуры, а его творчество стало неотъемлемой ее принадлежностью. Уральские кинематографисты помнят его красивым, открытым, импульсивным – навек очарованным Красотой!
Награды и звания:
Член Союза кинематографистов России
Член Союза художников России
Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, 1973 г.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1975
Лауреат Премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2002).
Награжден орденом «Знак Почета»
Фильмография(выборочно):
Научно-популярные фильмы:
Рассказ о камне. н/п, 1957 - Ломоносовская премия, диплом на МКФ в Монтевидео);
Круг жизни» н/п (1976 I премия на Всесоюзном кинофестивале в Риге, 1977)
Художественные фильмы:
Пора таежного подснежника, 1958
- Диплом за художественное оформление на кинофестивале в Минске, 1959;
Одна строка, 1960;
Тайна зеленого бора, 1961;
Шестнадцатая весна, 1962;
Зеленый дом, 1963;
Игра без правил, 1965;
Сильные духом, 2серии, 1967
- Диплом на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде,1967;
Угрюм-река, 4серии, 1968;
Смелого пуля боится, 1970;
Приваловские миллионы», 2серии, 1972
- Государственная премия РСФСР, 1975;
Какая у вас улыбка, 1974;
Рядом с тобой», 1976;
Назначаешься внучкой, 2 серии,1975;
Только вдвоем, 1976;
Миг удачи, 1977;
Однофамилец, 1978;
На исходе лета, 1979;
Дым отечества, 1979;
Скандальное происшествие в Брикмилле, 1980;
Сын полка, 2 серии, 1981;
Демидовы, 2 серии, 1982;
Продлись, продлись, очарованье…, 1984;
Свадьба старшего брата, 1985;
Фотография на память, 1985;
Железное поле, 1986;
Тишина, 6 серий, 1990-92;
Ударом на удар, 1992-93;
Ермак, 2 серии, 1986-1989 (подготовительный и режиссерский период).