Ярополк Леонидович Лапшин — Союз Кинематографистов

Ярополк Леонидович Лапшин

(28.09.1920-26.10.2011)

Фильмы этого режиссера, ставшие классикой российского кино, до сих пор продолжают волновать сердца. На них воспитано уже не одно поколение россиян.

Краткая творческая биография

Ярополк Леонидович Лапшин родился 28 сентября 1920 г. в городе Новомосковске (Днепропетровская область, Украина).

В 1930-х годах семья Лапшиных переехала во Владивосток. Здесь будущий режиссер учился в школе. Опыт работы актером владивостокского ТЮЗа помог поступить во ВГИК и тем самым определил его судьбу. В 1944 году после окончания с отличием Института кинематографии (мастерская Л.В. Кулешова), где слушал лекции Сергея Эйзенштейна, Ярополк Лапшин по распределению был направлен на Свердловскую киностудию.

Ярополк Леонидович Лапшин

Здесь начинающий режиссер прошел все ступени кинематографической карьеры: работал ассистентом режиссера, режиссером документального и научно-популярного кино, а в 1958 году дебютировал в качестве режиссера-постановщика художественным фильмом «Пора таежного подснежника». Этот фильм на первом Всесоюзном кинофестивале в Минске был удостоен III Премии, а также дипломов за лучшую работу оператора, лучшую работу художника и лучшее исполнение женской роли.

       

Кадры из фильма «Пора таежного подснежника»

Уже своим дебютом режиссер заявил о себе как о подающем большие надежды кинохудожнике, а громкое имя и признание зрителей снискал эпической трилогией об Урале: «Угрюм-река» (1968), «Приваловские миллионы» (1970-72), «Демидовы» (1982). Ярополк Лапшин навсегда связал судьбу с Уралом. Не будучи уральцем по рождению, Ярополк Лапшин стал им по духу своего творчества. Этими фильмами режиссер не только прославил Урал, утвердил высокий статус Свердловской киностудии, но и дал мощный импульс развитию на киностудии темы Урала, его истории и культуры.

УРАЛЬСКАЯ ТРИЛОГИЯ ЯРОПОЛКА ЛАПШИНА

«Угрюм-река» (1989)

по роману  В.Я. Шишкова, 4 серии

   

Кадры из фильма «Угрюм-река»

 

Рабочие моменты со съемок фильма «Угрюм-река»

«Приваловские миллионы» (1973)

по роману Д. Н. Мамина‑Сибиряка, 2 серии.  

 

 

Кадры из фильма «Приваловские миллионы» 

 

 

Рабочие моменты со съемок фильма «Приваловские миллионы»

«Демидовы» (1983)

2 серии.

 

 

Кадры из фильма «Демидовы»

 

 

Рабочие моменты со съемок фильма «Демидовы»

К исторической теме режиссер ещё раз обратился в кинокартине «Дым отечества» (1980), посвященной великому русскому ученому М. В. Ломоносову. В фильмах исторической тематики открыто и ярко проявилась любовь Ярополка Лапшина к России, вера в ее могущество, высокие нравственные качества и талант ее народа. Блистательно заявив о себе историческими фильмами, режиссер постоянно расширял творческий диапазон, обогащая художественную палитру новыми красками. За более полувека работы на Свердловской киностудии им снято двадцать художественных фильмов разной тематики и разных жанров.

Как и многих других художников военного поколения, Ярополка Лапшина волновала тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне. В разные годы им были сняты фильмы «Игра без правил» (1965), «Назначаешься внучкой» (1975), «Железное поле» (1986), «Перед рассветом» (1989).

«Перед рассветом», 1989 г.

Лучшим фильмом Ярополка Лапшина о Великой Отечественной войне стала картина «Перед рассветом» по сценарию уральского драматурга Геннадия Бокарева. Путь фильма к зрителю был тернистым, поскольку образы героев этой социально-психологической драмы далеки от устоявшихся стереотипов. Это двое зэков: вор, политзаключенный (из «врагов народа») и их конвоир - юный лейтенант войск НКВД. Все трое, являясь по сути антагонистами, в условиях последнего  нравственного выбора проявляют высокие гражданские и человеческие качества, отдавая жизнь во имя спасения ни в чем не повинных людей. Сценарий фильма не принимали к постановке 20 лет, а готовый фильм не выпускали в прокат еще 15 лет. После выхода на экраны он получил высокую оценку зрителей и в преддверии Дня Победы этот фильм каждый год демонстрируют многие телеканалы.

 

 

Кадры из фильма «Перед рассветом»

Проявив мастерство в раскрытии исторической темы, режиссер в своих фильмах не раз обращался и к национальной («Пора таежного подснежника», «Сель», 2003), и к молодежной тематике («Любовь по заказу», 1992). Успешно проявил себя и в жанровом кино: остросюжетный приключенческий фильм («Игра без правил», 1965), детектив («Уснувший пассажир», 1993).

Остросюжетный боевик «Я объявляю вам войну»(1989) - жесткий детектив. Фильм снят по американским канонам, но проблематика в нем российская и очень актуальная. В годы перестройки Ярополк Лапшин одним из первых этим своим фильмом бросил вызов деморализованному обществу, наглеющему криминалу, циничному расчету. Этот фильм с Николаем Еременко в главной роли по зрительскому опросу журнала «Советский экран» занял первое место. 

Своим творчеством режиссер часто опровергал расхожие мнения и представления о своих интересах и возможностях. В нем видели историографа, мастера эпических полотен, исследователя социальных процессов и явлений, а он мечтал снять фильм о любви. Эту тему Ярополк Лапшин затрагивал во многих своих фильмах. Он умел средствами кино тонко и возвышенно и, вместе с тем, правдиво и эмоционально передать это состояние человеческой души даже в его крайних, экстремальных проявлениях. 

Щемящая лирическая новелла о поздней любви «Продлись, продлись, очарованье…» (1984) с Олегом Ефремовым и Ией Саввиной в главных ролях принесла режиссеру признание зрителей.

«Продлись, продлись, очарованье», 1984 г.

  

Кадры из фильма «Продлись, продлись, очарованье…»

Ярополка Лапшина называли «актерским режиссером» за его любовь к актеру, умение выявить индивидуальность каждого и предоставить ему все возможности для самораскрытия. И актеры платили ему ответной любовью. Свидетельство тому - поистине звездная россыпь артистов, снимавшихся в его фильмах: Б. Андреев, Е. Евстигнеев, М. Козаков. Г. Епифанцев, Л. Куравлев, А. Лазарев Л. Федосеева-Шукшина, О. Ефремов, И. Саввина, Н. Еременко и многие другие. А таким актерам как Людмила Чурсина, Евгений Миронов, дебютировавший в фильме «Перед рассветом», он открыл путь в большое кино. 
Ярополку Леонидовичу было дано творческое долголетие, секрет которого кроется в удивительной цельности его характера художника и человека, верного своим убеждениям. Пафос творчества Лапшина всегда определяла его гражданская позиция. Даже в преклонном возрасте, наперекор физическим и экономическим трудностям, режиссер снимал фильмы на актуальные темы современности, где открыто высказывал свою гражданскую позицию. Фильм «На полпути в Париж» (2001) был снят по сценарию Геннадия Бокарева на больную для России тему «утечки мозгов», отъезда за рубеж научной элиты. Последний фильм режиссера «Сель» (2003) – тоже по сценарию Г. Бокарева) - посвящен невероятно остро стоящей проблеме межнациональных отношений. Фильм говорит о братстве простых людей, которое не зависит от вероисповедания и национальной принадлежности. 
Киноленты Ярополка Лапшина не раз получали награды и призы фестивалей, но режиссер никогда не ставил перед собой задачи снять «фестивальное кино»: он создавал свои фильмы для простых людей и они стали поистине народными. Звание Народного артиста России режиссер полностью оправдал своим творчеством. Его фильмы вошли в золотой фонд отечественного кино, по-прежнему любимы зрителем и не сходят с телевизионных экранов. 


Общественная деятельность

Трудно переоценить вклад Ярополка Лапшина в развитие кино на Урале. Благодаря заслуженному авторитету в среде уральских кинематографистов и всесоюзной кинематографической общественности, в 1967 году Ярополк Леонидович Лапшин был избран секретарем Свердловского отделения Союза кинематографистов СССР, у руля которого находился до 1994 года. 

 

Его целеустремленность, бойцовские качества и характер лидера во многом определяли успешную деятельность Свердловского отделения, оказывали влияние на судьбы кинематографистов и репертуар Свердловской киностудии. В период работы на посту руководителя отделения его усилиями был построен Дом кино, открытый 2 апреля 1983 года. Это стало большим событием в жизни уральского киносоюза, позволило вывести его деятельность на совершенно другой уровень. Открылись новые возможности для проведения фестивалей: с 1983 года по начало 90-х гг. в Доме кино проходил ежегодный смотр фильмов Свердловской киностудии – фестиваль «Наше кино». В 1988 году СО СК стало инициатором и организатором Всероссийского Открытого фестиваля документального кино «Россия», получившего международное признание.

 

За свою многолетнюю плодотворную деятельность Ярополк Лапшин был удостоен почётных званий Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970), Лауреата Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1975), Народного артиста РСФСР (1980), Почетного гражданина Свердловской области (2000), награжден орденом Трудового Красного Знамени (1986), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941‑1945 гг.» (1995), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000).

80-летие режиссера было ознаменовано открытием «Звездного круга» Дома кино, которому положила начало звезда Ярополка Лапшина как дань уважения и благодарности тому, кто своим творчеством создавал славу кинематографа Урала.

 

Фото с празднования 80-летия Ярополка Лапшина. Открытие звезды

2016 год был объявлен Годом российского кино. В Год кино на историческом здании Свердловской киностудии была установлена и торжественно открыта мемориальная доска-горельеф классику уральского кино Ярополку Леонидовичу Лапшину (автор - Борис Рыжков).

Ярополк Леонидович Лапшин - человек своей эпохи. Он не отрекся от своего времени, сохранив верность тому лучшему, что было в нем. Ему удалось создать свой художественный мир, свой кинематограф, где есть озарения и просчеты, но все его творчество - свидетельство неутомимого поиска, постоянного стремления к покорению новых  вершин.

Фильмография

  • 1958 — Пора таёжного подснежника
  • 1962 — Шестнадцатая весна
  • 1965 — Игра без правил
  • 1968 — Угрюм-река
  • 1972 — Приваловские миллионы
  • 1975 — Назначаешься внучкой
  • 1980 — Дым Отечества
  • 1983 — Демидовы
  • 1984 — Продлись, продлись, очарованье…
  • 1986 — Железное поле
  • 1989 — Перед рассветом
  • 1990 — Я объявляю вам войну
  • 1993 — Любовь по заказу
  • 1994 — Уснувший пассажир
  • 2001 — На полпути в Париж
  • 2003 — Сель