Кинохудожник своими фильмами творит большое, многофигурное историческое полотно, где запечатлен образ Времени. Режиссёр выстраивает фильм по законам драматургии, стремясь к художественному обобщению.Подлинный мастер вынужден постоянно уравновешивать в себе Летописца и Художника. Он должен свести до минимума вмешательство в Жизнь, создавая не мертвый ее слепок, а живой образ. Таким мастерством в полной мере владеет режиссёр-кинооператор Владислав Владимирович Тарик – один из основоположников знаменитой уральской школы документального кино.
Краткая творческая биография
Владислав Владимирович Тарик родился в 1935 году в Свердловске. Его родители были убежденными коммунистами. Будучи секретарем Уралобкома ВЛКСМ, директором института деткомдвижения, его отец не избежал участи многих – был арестован и реабилитирован посмертно в 1956 году. Окончив среднюю школу в 1953 году, Владислав поступил в Свердловский горно-геологический техникум. После его окончания недолго работал техником-геофизиком в Свердловской геологической экспедиции, но оказалось - это не его судьба. Попал в кино, вроде бы, случайно. Но в жизни не бывает случайностей: Владик с детства был влюблен в искусство, увлекался музыкой, живописью, фотографией. Кино - искусство синтетическое, позволяет удовлетворить любые эстетические запросы. На киностудию он пришел в 1958 году временно поработать ассистентом оператора и остался на всю жизнь. Через три года ему доверили снимать сюжеты для киножурнала, а потом документальное и научно-популярное кино. Работал со многими известными режиссерами: Борисом Галантером, Игорем Персидским, Борисом Урицким, Львом Ефимовым. Показав себя блестящим репортером, чутким исследователем психологии героев, тонким стилистом, Тарик закономерно шел к авторскому кино, все чаще совмещая в одном лице автора сценария, режиссера и оператора. Обширные познания в области искусства он сумел реализовать в своем творчестве.
Его ранние картины «Добровольцы»(1975), «Спокойная сталь»(1976), «Земля уральская»(1977), «Графика Якутии»(1984) были доброжелательно приняты зрителями и критикой. Особенно ярко его дар глубокого и честного исследователя действительности раскрылся в годы перестройки. На экран тогда хлынула волна фильмов на злобу дня. Владислав не соблазнился быстрым и легким успехом фильмов, снятых в угоду политической конъюнктуре. Он брался за темы серьезные, драматические, не всегда созвучные сиюминутным настроениям публики. Так, в фильме «Ходоки»(1987) впервые в документальном кино он поднял проблему раскрестьянивания, насильственного отчуждения земледельца от земли, трагические последствия которого мы пожинаем до сих пор. Не только история входила в круг его интересов. Фильмы «SOS над городом»(1991), «Теча»(1996) посвящены проблемам сохранения среды обитания человека, грозно вставшим сегодня перед человечеством. Творческий почерк Владислава Тарика не спутать ни с чьим. Изобразительное решение его фильмов всегда подчинено драматургии. Лишь профессионалу понятно, каких усилий стоит достичь этого в неигровом кино. Живая жизнь вносит свои поправки: часто материал не желает укладываться в заранее составленную схему.
Главный интерес для режиссера представляет человек с его умом и дарованиями, странностями и умением выживать в нелёгких условиях. Художник постоянно доказывает, что палитра документалиста шире, чем принято думать. Фильмом «Тот, кто с песней…»(1988) он открыл новый жанр – документальную кинокомедию. В ней осмеяно отношение к искусству, как к сфере обслуживания. Забавный и ироничный фильм «Мужчина в доме, или Кевин Кейн в стране большевиков»(1995) выявил еще и прозорливость автора. Его молодой и наивный герой – выходец из респектабельной британской семьи - одержим социалистической идеей и пытается отстаивать свои идеалы в России времен «дикого капитализма». Сейчас стало ясно, что, отказавшись от всех завоеваний социализма, мы с водой выплеснули ребёнка, и этот сюжет уже не кажется просто смешным и курьезным. Он заставляет задуматься, как притягательны идеалы социализма и как пригодился наш опыт странам Запада, вовремя взявшим на вооружение лучшее из него. Фильм «Египтянин»(1989) - тонкий, глубокий, философский, а ещё очень добрый и сердечный – это рассказ о старом художнике – последнем осколке серебряного века. Рассказ о человеке с его трудной судьбой на широком историческом фоне вырастает в глубокие раздумья о судьбах России. Этот фильм стал одним из выразительных и ярких кинопортретов в истории отечественной кинодокументалистики.
На Свердловской киностудии Владислав Тарик снял около 40 фильмов как кинооператор и более 30 – как режиссер-оператор. Неоценим его вклад в становление и развитие уральской школы неигрового кино, а также в развитие российского документального кино. Преданность профессии, мастерство и оригинальность его творческого метода высоко ценят коллеги-кинематографисты: его фильмы служат учебными пособиями для студентов Высших режиссерских курсов и ВГИКа. При этом Владислав Тарик известен необыкновенной скромностью и высокой требовательностью к себе. Он всегда готов подвергнуть сомнению правильность своих поступков и умозаключений. А главное для него - глубокое уважение к герою как уникальной человеческой личности. Этим он - признанный мастер психологического портрета – отличается от тех, кто, манипулируя живыми людьми, как актерами, делает откровенно постановочное кино, выдавая его за документалистику. Владислав Владимирович Тарик не обделен знаками признания. Его фильмы получили множество фестивальных наград. Он дважды является лауреатом премии губернатора Свердловской области в области литературы и искусства 1996 и 2015 гг; награжден орденом «Дружбы народов», 1998 г. Сочетание высокого профессионализма с добротой и отзывчивостью в творчестве режиссера чувствуют и высоко ценят зрители. Владислав Тарик – явный рекордсмен по количеству полученных призов зрительских симпатий. И это самая высокая его награда!
Избранная фильмография
Режиссер-оператор
1974 «Осадков не ожидается»
1975 «Добровольцы»
1975 «Последние игры»
1976 «Спокойная сталь»
1977 «Земля уральская»
1980 «Мы-побратимы»
1981 «Мужская работа»
1982 «Пятая сибирская»
1983 «Салют Великану!»
1984 «Графика Якутии»
1986 «Башкирские мотивы»
1986 «Дорога в завтра»
1987 «Ходоки»
1988 «Тот, кто с песней…»
1989 «Египтянин»
1990 «Я пришел... дайте мне волю»;
1991 «SOS над городом»
1994 «Армагеддон»
1995 «Мужчина в доме, или Кевин Кейн в стране большевиков»
1996 «Теча»
1997 «Зубная боль»
2000 «Меломан»
2002 «Открытое сердце»
2006 «Не так-то просто»