Анатолий Егорович Лесников — Союз Кинематографистов

Анатолий Егорович Лесников

17.08.1945 – 15.04.2016

Краткая творческая биография

С подаренным отцом простеньким фотоаппаратом профессия сама выбрала Анатолия. Оказалось, что фотопленка, бесстрастно фиксирующая обычные предметы и  явления,  способна выявлять их скрытую суть. В фотостудии ДК Уралмаша освоил азы, а занятия живописью дали понимание, что фотография – это тоже вид изобразительного искусства. Вскоре его работы уже публиковались в «культовом» журнале «Чешское фото». Фотография привела в любительскую киностудию ДК Уралмаша. Первый детский фильм, снятый Анатолием в пионерском лагере, отмечен яркой эмоциональностью, экспрессией, в нем угадываются зоркий глаз и уверенная рука. И в годы армейской службы он не расставался с кинокамерой, был и режиссером, и оператором. Но фильм «Летят журавли» Сергея Урусевского с его прорывом в заоблачные выси операторского мастерства и вдохновения  окончательно определил его творческую судьбу.

Свердловская киностудия переживала период бурного роста - отличное время для старта. В её стенах кипела жизнь: снимался фильм Я.Л. Лапшина «Угрюм-река». Здесь часто появлялся паренёк в солдатской форме. Демобилизовавшись в 1968 году, он был принят на студию ассистентом оператора. Главный редактор хроники О.С. Балабанов доверял Толе съемки сюжетов для киножурнала «Советский Урал». Работа в документальном кино с Константином Дерябиным, Николаем Саватеевым, Александром Литвиновым была хорошей учебой. Анатолия приметил Иосиф Богуславский – один из основателей школы уральской документалистики, поэт и романтик. Он умел рассказать в фильмах  о делах и судьбах людей, поэтизируя творческий труд и красоту Земли. Работа с ним над фильмами «Посвящение» (1970), «Призвание – конструктор», «Вступление» (1973) была бесценной школой драматургического подхода к изображению, давала возможность языком кино выразить свое видение мира. Выверенность композиции, психологизм кинопортретов, графичность  кадра, драматургия света и колорита – характерные особенности стиля Анатолия Лесникова  проявились в ранних  его фильмах, открывая путь в игровое кино.

   

Учась заочно  на кинооператорском факультете ВГИКа, он снял с режиссером Ольгердом Воронцовым полнометражные художественные фильмы «Северный вариант» (1974) и «Клад»(1975) А фильмом режиссера Георгия Кузнецова «Только вдвоем» (1976) защитил диплом. Общение с признанными мастерами: операторами  Василием Кирбижековым, Игорем Лукшиным, художниками Юрием  Истратовым, Владиславом Расторгуевым - было прекрасной школой. Тесное  сотрудничество связывало Анатолия Лесникова  с режиссерами Георгием Кузнецовым, Ярополком Лапшиным и Владимиром Лаптевым.   По твердому убеждению Анатолия, изобразительный ряд  должен соответствовать режиссерскому замыслу, но это не значит, что оператор – просто исполнитель, слепо подчиняющийся воле режиссера. Он должен быть его соавтором - «режиссером изображения», ведь лишенный «воздуха» кадр, отсутствие выразительных портретов может загубить самый гениальный проект. Информативное - «полицейское», по его презрительному определению изображение -  вызывало у него резкое неприятие.  Многие профессиональные качества выработаны Анатолием, благодаря  занятиям живописью, где он был «сам себе режиссер».

   

У каждого фильма своя судьба. Так, «Демидовым» (1982) Я. Лапшина  выпало признание и широкий резонанс, а премьера его фильма «Перед рассветом» состоялась лишь через 15 лет после завершения. Зато для зрителей он стал одним из самых любимых фильмов о Великой Отечественной войне. Каждый фильм ставил свои творческие  задачи.  В фильме« Залив счастья» (режиссер В. Лаптев, 1987) об исследователе Дальнего Востока адмирале Г.И. Невельском весь арсенал операторских средств посвящен передаче  нюансов психологического состояния героя. В «Демидовых» требовалось воссоздать  исторический фон, используя соответствующий антураж, бутафорию, искусную имитацию. Из современности камера переносилась  в век минувший,  из СССР – в  чопорную Англию («Скандальное происшествие в Брикмилле», режиссер Ю. Соломин, 1980), из русской глубинки («Прости-прощай», режиссер Г. Кузнецов, 1979) в башкирскую деревню («Седьмое лето Сюмбель», режиссер Б. Юсупов, 2002). За годы  работы, не считая документальных, оператором было снято 25 художественных фильмов: от кинолент производственной тематики («Лиха беда начало»,  режиссер В. Лаптев, 1985) - до абсурдистской притчи («Шоколадный бунт», режиссер  П. Фаттахутдинов, 1989); от фильмов на военную тему («И ты увидишь небо», 1978, «Сын полка», 1981, режиссер  Г. Кузнецов) -  до исторических фильмов. При всем многоообразии тем и жанров его стиль узнаваем. Секрет этого и прост, и сложен: камертоном  экранного образа фильма для него становились  полотна мастеров живописи. Жизнь Свердловской киностудии прервалась на взлете. Не все смогли пережить этот шок. Анатолий  не мыслил жизни без кино. Ему повезло чуть больше других: выручал фотоаппарат и при любой  возможности он снимал документальное кино.

Вынужденный, как и многие его коллеги, сменить род деятельности, он руководил видеостудией Уральской Академии государственной службы, работал на телевидении, не теряя надежды вернуться в кино. При любой возможности снимал кино. За это время им снято четыре документальных ленты и многосерийный телефильм «Горное гнездо», (реж.В. Лаптев). В 2001 году Анатолия Лесникова пригласила студия «Башкортостан» на съемки дебютного фильма Булата Юсупова «Седьмое лето Сюмбель». Экспрессия и сила мужских портретов, женственность, скульптурность  экранного образа  героини  и другие выразительные средства позволили вывести фильм на уровень  притчи.  На фестивале «Сталкер»(2002) фильм  получил диплом Гильдии киноведов и кинокритиков «Золотой слон». Состоялось его полноценное возвращение в профессию. В 2003 году с Ярополком Лапшиньrм  Анатолий снял  фильм «Сель» по сценарию Геннадия Бокарева, премьера которого успешно прошла в Московском Доме кино. Компенсацией за годы простоя стал фильм  Алексея Федорченко «Первые на Луне» (2005), искусно мимикрирующий  под документальное расследование событий, связанных с первыми опытами освоения космоса в СССР 30-х -40-х годов. Эта тема открывала широкий простор для выдумки и полета фантазии, чтобы  «взорвать» изобразительные каноны игрового кино. В сочетании с суперсовременными кино- и компьютерными технологиями  в ход шли старинная съемочная аппаратура, бракованная пленка. Смелый эксперимент стал одной из самых ярких побед в истории Свердловской киностудии. На Венецианском фестивале 2005 года он был удостоен приза как лучший фильм программы экспериментального кино «Горизонты», на фестивале «Кинотавр» (2005) - приза Гильдии киноведов и кинокритиков «Золотой слон», а также престижных наград многих фестивалей.

Наряду с творчеством, Анатолий Егорович Лесников много сил отдавал передаче опыта молодёжи: руководил Народной киностудией ДК УЗХМ, преподавал в Колледже искусства и культуры, вел курс кинооператорского мастерства в РГППУ. С полной самоотдачей он относился к педагогической деятельности  и своим ученикам, успев подготовить первый выпуск вуза по этой специальности. Ученики его успешно работают на студиях Екатеринбурга и Москвы.

Анатолий Егорович Лесников неоднократно избирался членом правления Уральского отделения СК России, был председателем творческой секции кинооператоров при Свердловской организации Союза кинематографистов.

Награды

Почетная грамота Совета Министров ДА ССР, 1971

Почетная грамота Татарского Обкома КПСС и Совета Министров ТАССР, 1975

Диплом лауреата Всесоюзного конкурса художественных фильмов, снятых на отечественных цветных кинопленках,1983

Номинация на соискание премии Российской киноакадемии «Золотой орел» за лучшую работу оператора-постановщика, 2005

Лауреат премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства, 2005

Фильмография

Документальные фильмы:

1970«Посвящение», реж. И. Богуславский, Свердловская к/ст

1971 «Уральский характер» , реж. Н. Савватеев, Свердловская к/ст

1971 «200 лет Пермскому театру оперы и балета, реж. М. Богородицкий, Свердловская к/ст

1971 «Мой Дагестан», реж. К. Дерябин, Свердловская к/ст

1972 «Призвание-конструктор», реж. И. Богуславский, Свердловская к/ст

1973 «Вступление», реж. И. Богуславский, Свердловская к/ст

1974 «Земля уральская», реж. В. Тарик, Свердловская к/ст

1975 «Русский дом в Париже», режиссёр-оператор А. Лесников, студия ТВП

1976 «Боль и надежда села Кленовского», реж. М. Чувайлова, студия ТВП

1977 «Волчанское чудо», реж. П. Фаттахутдинов, СГТРК

1978 «Язык птиц», реж. П. Фаттахутдинов, СГТРК

Художественные фильмы:

1974 «Северный вариант», реж. О. Воронцов

1975 «Клад», реж. О. Воронцов

1976 «Только вдвоем», реж. Г. Кузнецов

1977 «Вещь чистого золота», реж. В. Лаптев

1978 «И ты увидишь небо», реж. Г. Кузнецов

  • диплом комсомола Армении на ВКФ в Ереване, 1977

1979 «Прости-прощай», реж. Г. Кузнецов

1980 «Скандальное происшествие в Брикмилле», 2 серии, реж. Ю. Соломин

1981 «Cын полка», 2 серии, реж. Г. Кузнецов

  • приз газеты «Пионерская правда» на ВКФ Алма-Ата

1982 «Демидовы, 2 серии, реж. Я. Лапшин

специальный диплом жюри на ВКФ в Киеве, 1984

выдвижение на соискание Ленинской премии

1973 «Впереди-океан», 3 серии, реж. В. Лаптев

1984 «Лиха беда начало», реж. В. Лаптев

1985 «Убийца», реж. С. Мартьянов

1976 «Залив счастья», реж. В. Лаптев

1987 «Колька», реж. Х. Эркенов

  • диплом МКФ в Оберхаузене, 1988

1988 «Перед рассветом», реж. Я. Лапшин

1989 «Шоколадный бунт», реж. П. Фаттахутдинов

1990 «Любовь по заказу», реж. Я. Лапшин

1991 «Уснувший пассажир», реж. Я. Лапшин

1992 «Горное гнездо» - телефильм, 6 серий, реж. В. Лаптев, СГТРК;

1993 «Седьмое лето Сюмбель», реж. Б. Юсупов, студия «Башкортостан»

  • диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России «Золотой Слон на Международном правозащитном фестивале «Сталкер», 2002

2003 «Сель», реж. Я. Лапшин

  • участник внеконкурсной программы МКФ стран Тихоокеанского региона «Меридианы тихого», 2004
  • участник фестиваля детских фильмов в г.Самара, 2004

2005 «Первые на луне», реж. А. Федорченко

  • Участник внеконкурсной программы Международного кинофестиваля «Дух огня», 2005
  • Приз жюри за лучший дебют на  кинофестивале «Кинотавр», 2005
  • Приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале  «Кинотавтр», 2005
  • Номинация на соискание премии Российской киноакадемии «Золотой орел» за лучшую работу оператора-постановщика, 2005
  • Премия Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства, 2005
  • Приз "Венеция" в конкурсной программе "Горизонты" Венецианского кинофестиваля (2005)
  • Главный приз «Золотая коляска» МКФ в Загребе
  • Приз «Золотая Любина» и Приз за лучший дебют МКФ в Котбусе
  • Гран-При фантастических фильмов имени Жюля Верна «Утопиале» в Нанте
  • Гран-при МФ Киноблик в Штутгарте
  • Приз «Сталкер» за режиссуру
  • Премия «Белый слон» по трем номинациям
  • Кинематографическая премия телеканала СТС «Золотая деталь»

2006 «КРЭК», реж. М. Казнина, худ. руководитель А. Лесников, студия «А-фильм»

2007 «Ангелы», реж. П. Блинов, к/к «Страна

2008 «Золото», реж. А. Мармонтов, к/к «Страна»