Леонид Иванович Рымаренко и Вера Елисеевна Волянская

Эта супружеская пара, неразлучная и в жизни, и в творчестве  стала  легендой отечественного научного кино, с которым неразрывно связаны их любовь и судьба. Более полувека отдано Леонидом Ивановичем Рымаренко и Верой Елисеевной Волянской научно-популярному кино. В творческом содружестве они создали целый ряд фильмов, ставших подлинной классикой  этого жанра.

Леонид Иванович Рымаренко

10.03.1907-03.03.1996

Вера Елисеевна Волянская

02.05.1909-24.02.2004

Краткая творческая биография.

Леонид Иванович Рымаренко родился 10 марта 1907 года в селе Молочанск Таврической губернии (ныне город Молочанск Запорожской области).

В 1924 году после окончания школы поступил в Одесский институт изобразительных искусств - в мастерскую монументально-фресковой живописи. Вера Елисеевна Волянская родилась  2 мая 1909 года в Крыму, в городе Керчь. Училась в Керченской женской гимназии, а в 1924 году окончила трудпрофшколу.

Их судьбоносная встреча произошла в Одесском Институте изобразительных искусств. Оба окончили вуз в 1930 году по специальности «художник монументально-фресковой живописи».

Леонид Иванович с 1930 по 1933 год работал художником в селах Акимовка (Мелитопольский округ),  Холодная Балка (Одесская область) и в Донецке, а Вера Елисеевна пробовала свои силы в разных областях художественного творчества в Одессе: преподавала рисование,  работала в бригаде художников  монументальной росписи, художником-декоратором. В1933 году оба они пришли на Одесскую киностудию, где в 1936 году соединили свои судьбы.

Леонид Рымаренко сначала работал художником-мультипликатором в отделе учебных фильмов, а с 1934 года - режиссером. Вера Волянская за два года  прошла путь от помощника художника  цеха мультипликации до режиссера. Она осуществила постановку четырнадцати фильмов как режиссер-мультипликатор и пятнадцати фильмов как режиссер научно-популярного кино. Но большинство фильмов снято ею в творческом союзе с Л.И. Рымаренко. В 1938 году Леонид Рымаренко и Вера Волянская были приняты  на Новосибирскую студию «Сибтехфильм». Здесь они  набирались профессионального опыта, оттачивали мастерство. В суровых сибирских краях их и застала Великая Отечественная война.

В годы войны они снимали фильмы для воинов Красной Армии.  Фильмы, созданные ими в эти годы, являлись блистательными пособиями в обучении солдат воинскому мастерству, весомым вкладом в Победу. Снимая фильмы для фронтовой авиации, Л.И. Рымаренко участвовал в боевых вылетах. Его работа по созданию учебных военных фильмов в период Великой Отечественной войны была отмечена военным командованием и «Главнаучфильмом». В 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР режиссер был награжден орденом Красной Звезды. Плечом к плечу с мужем над фильмами военной тематики работала и Вера Елисеевна. Так крепло их творческое содружество.

В 1948 году вместе с творческим составом студии «Сибтехфильм» Л.И. Рымаренко и В.Е. Волянская приехали на  Урал и навсегда связали  свою жизнь со Свердловской киностудией. Здесь их совместное творчество достигло расцвета. На Свердловской киностудии они становятся одними из ведущих мастеров научного кино. Их фильмы «Быстрее звука»(1949)  «Чудесное зрение» (1950), «Волшебный глаз» (1951), «Рассказ о камне»(1957), «Железный век»(1960), «Огненное копье»(1962),«Кудесники металла» (1973),  «Предвидеть» (1980)  и др. свидетельствуют о высоком режиссерском мастерстве, глубоком изучении материала, понимании особенностей учебного и научного фильма.

  

Каждая работа режиссеров — яркий пример художественно-образной популяризации, умения не только логически, но и эмоционально осмыслить материал. В 1958 году за фильм «Рассказ о камне» Рымаренко и Волянская были удостоены Ломоносовской премии, учреждённой Министерством культуры СССР. Любовь и интерес к камню привели режиссеров  к выдающемуся    исследователю камня - академику Ферсману. Так возникла «Ферсманиада»: «Рассказ о камне» (1957), «Воспоминание о камне» (1968) и «Будь полезен человечеству» (1983). Эти фильмы пользовались колоссальным успехом во всем мире.

Фильмы Рымаренко и Волянской— это напоминание о неразрывности материального и духовного значения Природы, страстный призыв к её защите и спасению. В 1960—70-е годы они  первыми в СССР заговорили о проблемах экологии, став  первооткрывателями нового жанра  — научно-критической кинопублицистики. Охране окружающей среды, гуманному отношению к природе посвящены многие ленты режиссеров, проникнутые восхищением  богатством, красотой природы и болью из-за её уничтожения.

Фильм  «Огненное копье» (1962) - яркий пример художественно-образной популяризации достижений современной науки и техники и их применении на практике.

Одна из главных тем творчества режиссеров – отношение человека к Природе. Их вершинными работами по этой тематике стали фильмы «Наш неизменный друг» (1964) и «Круг жизни» (1976).  Фильм о русском лесе  «Наш неизменный друг», на который ополчились чиновники,  вызвал большой общественный резонанс. В защиту фильма выступили писатели Л. М. Леонов и О.В. Волков. Леонид Леонов в статье «О большой щепе» («Литературная газета», 30 марта 1965 года) писал: «Это отличное произведение кинопублицистики надо посмотреть каждому, для кого живая природа— не звук пустой…». Термином «Чистая вода» обозначают качество бриллиантов. Но есть на земле нечто несравненно более ценное: чистые воды рек и озер. Фильм «Дороже бриллиантов»(1982) – это рассказ о проблеме охраны воды в нашей стране.

Съёмки многих картин проходили в противостоянии с местными и центральными органами власти,  не готовыми признать, что в СССР есть экологические проблемы, требующие срочного решения. Даже к 80-м годам ХХ века, когда Вера Волянская и Леонид Рымаренко были уже признанными мастерами, их фильмы в защиту природы по-прежнему вызывали раздражение у партийно-советского руководства.  Но они бескомпромиссно шли своим путем.

Леонид Иванович Рымаренко так писал о работе над фильмом «Круг жизни» в своих воспоминаниях: «… мы отстаивали и право на свою творческую жизнь… Я не хочу сейчас вспоминать сложную отравляющую атмосферу, в которой пришлось дышать и работать. Пусть пройдёт время, вся мерзость выветрится, а сохранится только доброе и светлое. Запомнятся только радостный труд и встречи с настоящими людьми, способными жить по законам красоты и гармонии…»

Являясь образцами яркой и страстной кинопублицистики, фильмы режиссеров отличаются строгой научной дисциплиной, умением выявить суть  проблемы, высокой изобразительной культурой. Совместная работа над фильмами сблизила режиссёров с выдающимися учёными: академиками С.С.Шварцем и В.Н.Большаковым, профессором И.И.Брехманом, пермским геохимиком Н.К.Чудиновым. Фигура ученого в их фильмах всегда окружена ореолом глубокого уважения.  

Рымаренко и Волянская заслуженно заняли место в ряду режиссеров, заложивших основы того, чем всегда славился российский научно-популярный кинематограф, - высоким профессионализмом и высокой духовностью. Они были убеждены, что с помощью кино можно сделать человека лучше, добрее, научить его любить и беречь природу. Многие их фильмы  удостоены высших  наград и дипломов Международных и Всесоюзных  кинофестивалей. Более тридцати лет их фильмы представляли советское научное кино на экранах мира.

Леониду Ивановичу и Вере Елисеевне было суждено творческое долголетие в кинематографе: до конца 80-х годов выезжали на съемки, монтировали фильмы, неизменно создавая вокруг себя атмосферу напряженного поиска,  доброжелательности и сердечности. Вера Елисеевна с присущими ей скромностью и благородством пальму первенства всегда уступала мужу. Но многие творческие озарения возникали, благодаря ей. Она оставила после себя не только фильмы, но и прекрасную книгу воспоминаний «Крымский альбом».  Вместе с А. А. Литвиновым режиссеры заложили  основы  славной  уральской школы научно-популярного кино, собрав и воспитав команду молодых единомышленников, среди которых - художник Юрий Истратов, режиссер Ия Михайлова, операторы Владислав Тарик, Всеволод Киреев, Сергей Погорелов, Рудольф Мещерягин. Многие творческие работники студии были учениками и продолжателями их дела.

Несмотря на постоянную занятость, Л.И. Рымаренко не отказывался и от общественной работы: был заместителем председателя оргбюро Свердловского отделения Союза работников кинематографии, председателем секции научного кино, членом бюро творческой секции киностудии. На Свердловской киностудии Л.И.Рымаренко и В.Е. Волянская проработали до конца 80-х годов. Ими создано свыше 70 научно-популярных и учебных фильмов. Здесь прошла их долгая и счастливая жизнь, наполненная радостью творчества. Здесь осуществилось их жизненное предназначение -  стать страстными и яркими пропагандистами достижений науки во  славу уральского научно-популярного кино.

Награды:

В 1958 году Д.И. Рымаренко и В.Е. Волянская были удостоены Ломоносовской премии Министерства культуры СССР.

Труд режиссеров был неоднократно отмечен грамотами Госкино РСФСР и СССР, знаками «Отличник кинематографии», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР режиссер Л.И. Рымаренко награжден орденом Красной Звезды. Творческая  деятельность В. Е. Волянской отмечена  Орденом Трудового Красного Знамени и медалями. 

Фильмография работ режиссёров В.Е. Волянской и Л.И. Рымаренко, снятых  на Свердловской киностудии:

Электрический ток в металлических проводниках, 1949

Чудесное зрение, 1949

Волшебный глаз, 1951

Культиватор-растениепитатель, 1954

Рассказ о камне, 1957

Ломоносовская премия

Диплом в Монтевидео, 1959

Диплом кинофестиваля в Киеве,1959

Каменные загадки,1957

Кладоискатели, 1958

Горный лен , 1958

Диплом Всесоюзного кинофестиваля в Минске,1960

Топливная промышленность, 1959, (из серии рассказов о семилетнем плане)

Органическое стекло, 1959

Железный век, 1960

Диплом МКФ в Будапеште

Миллионы в отвалах, 1961

Свердловский экономический район, 1961 (для Всесоюзной промышленной выставки)

Укрощенный враг, 1962

Диплом кинофестиваля в Будапеште, 1964

Огненное копье, 1962

Диплом Всесоюзного кинофестиваля, Ленинград, 1969

Невидимки на полях, 1963

Дающая жизнь, 1963

Наш неизменный друг, 1964

Диплом кинофестиваля, Хабаровск,1965

Лес и его значение, 1965

Сокровища умершего моря, 1965

Следы ведут от вулканов, 1966

Слово о советской державе, 1967

Природа Урала, 1967

Воспоминания о камне, 1969

Диплом кинофестиваля, Варна, 1973

Наш дом-Земля, 1971

Наше кровное дело, 1971

Урал, 1972

Колывань, 1973

Есть на свете Волга, 1973

Кудесники металла, 1973

Биология плюс физика, 1975

В поисках Панацеи, 1975

Круг жизни , 1976

I премия Всесоюзного кинофестиваля в Риге

ПАПы ищут хозяина, 1978

Песнь о Башкирии, 1979

Предвидеть , 1980

Диплом I степени  на смотре-конкурсе, Воронеж

Тайны светового луча, 1981

Колесо и почва, 1981

Диплом фестиваля в Остраве

Диплом смотра-конкурса фильмов о развитии Нечерноземья, Новгород

Дороже бриллиантов, 1982

Будь полезен человечеству, 1983

Человек и природа, 1984

Месторождение в стакане, 1985

Диплом смотра-конкурса Свердловской киностудии

Судьба одного открытия, 1985

Диплом и серебряная медаль ВДНХ, 1986

Сколько стоит пейзаж?, 1987

И взмах послушного крыла, 1988