Константин Петрович Дупленский — Союз Кинематографистов

Константин Петрович Дупленский

20.08.1920 – 16.10.1986

 

Сегодня лишь старшее поколение помнит, что такое киножурнал. Но когда не было видео и интернета, киножурнал считался одним из важнейших средств массовой информации. Увидеть его можно было в любом самом отдаленном уголке страны, куда добиралась кинопередвижка. Кинохроника рассказывала о жизни страны, ее людях и делах. На Свердловской студии киножурнал  существовал с 1943 года, отражая в своих названиях смену политических реалий и исторических эпох: «Сталинский Урал» - «Советский Урал» - «Большой Урал» - «Кинолетопись Урала». От Сибири до Поволжья, от Заполярья до казахских степей   раскинулась сеть  корреспондентских пунктов журнала. Там трудилась целая плеяда талантливых хроникеров. Одним из самых известных и уважаемых мастеров-кинохроникеров был Константин Петрович Дупленский.

Краткая творческая биография

Константин Петрович Дупленский родился 20 августа 1920 года в Томске. С 16 лет он работал киномехаником – сначала в клубе имени Сталина в Самарканде, потом – в клубе «Идеал» в Москве. В 1938 году Дупленский поступил на операторский факультет Всероссийского государственного института кинематографии.

Режиссер Ярополк Леонидович Лапшин вспоминал: «Я знал Костю еще по ВГИКу – мы были одногодки и учились вместе. Он снимал меня для своей курсовой (…)  Когда началась война, всех студентов отправили под Смоленск, где под постоянными бомбежками строили заградительные сооружения. Однажды немцы сбросили листовки: "Студенты, убегайте отсюда! Мы скоро начинаем наступление". И действительно, через пару дней наступление началось, нас всех вернули в Москву, а оттуда – в глубокий тыл, в Алма-Ату. Отправляли на открытых платформах, заставленных пустыми троллейбусами, в которые мы, вгиковцы, забились так, что пошевелиться невозможно было. Была зима, температура доходила до минус 40 градусов, наши импровизированные "вагоны", конечно, не отапливались. Только до Куйбышева мы добирались 19 суток – со множеством остановок, не ограниченных временем. Дупленский был назначен старшим…Всю дорогу Костя пробивал нам маршрут и добился того, чтобы нам предоставили настоящий плацкартный вагон. Так что до места назначения мы добрались с лучшим комфортом».

Кинооператоры Владислав Владиславович Микоша и Константин Петрович
Дупленский (справа) на Итальянском кладбище в Севастополе

В 1942-м, сразу после окончания учебы, Константин Дупленский был зачислен в ряды действующей армии и до окончания Великой Отечественной войны служил фронтовым кинооператором Центральной студии документальных фильмов. Дупленский начал службу на Западном фронте, продолжил ее на Северо-Кавказском, С февраля 1944 – военный кинооператор киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта. Снимал боевую хронику на Черноморском и Тихоокеанском флотах. Завершил службу на Дальневосточном фронте. В качестве фронтового оператора Константин Петрович принял участие в создании девяти военных документальных фильмов: «Борьба за Севастополь», «Дети и война», «Победа на юге», «Болгария», «Будапешт», «Вена», «Разгром Японии». Позже снятые им документальные кадры вошли в 20-тисерийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979).

Военные кинооператоры киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта капитан-
лейтенант Константин Дупленский (второй слева) и инженер-капитан Гай Асланов и
американские фотографы под Лиценом во время встречи советских и американских войск
на территории Австрии

Кинооператор и режиссер Свердловской киностудии Игорь Персидский писал, что за годы Великой Отечественной войны фронтовые кинооператоры  отсняли свыше трех с половиной миллионов метров пленки. Аппаратура, с которой они работали, была тяжелой и громоздкой: только одна камера весила 5 килограммов К тому же, операторы носили деревянный ящик  для перемотки кассет, сами кассеты и фотоаппарат, чтобы снимать фото для газетных репортажей. Оператор, снимающий военные действия, всегда рискует своей жизнью. «Военные операторы всегда были безоружны, поэтому и гибли очень часто – они ведь всегда находились в эпицентре событий, на передовой», – пишет создатель и директор Киномузея в Великом Новгороде Валерий Рубцов. В одном из наградных листов представлена характеристика Константина Петровича: «Особенно проявил себя тов. Дупленский в боях за Будапешт и Вену. Снимая непосредственно в штурмовых отрядах, штурмовавших кварталы Буды, и танковых частях, которые врывались в Вену, он дал высококачественный боевой репортаж, подлинные документы о героике наших бойцов и офицеров, проявляя в работе смелость, отважность и находчивость».

В декабре 1946 года Константин Петрович Дупленский был демобилизован и пришел на Свердловскую киностудию. За время работы здесь он принял участие в создании около двадцати документальных и художественных фильмов: «Алмазы», «Страницы жизни», «Ваня», «По дорогам Приморья», «Свердловск», «Главная улица» и другие. В 1961 году Константин Петрович Дупленский возглавил кинокорреспондентский пункт в Челябинске. За годы работы им снято более 900 сюжетов для кинопериодики. Константин Петрович Дупленский по праву считается одним из лучших кинооператоров-документалистов Свердловской киностудии.

Награды:

Медаль «За оборону Кавказа» (1944);

Медаль «За победу над Германией» (1945);

Два ордена Отечественной войны II степени (1945, 1985);

Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1980).

Фильмография:

Художественные фильмы:

«Алмазы» - принимал участие, но в титрах не указан (1947);

«Страницы жизни» - второй оператор (1948);

«Ваня» - второй оператор (1958).

Документальные фильмы:

«Трижды орденоносный» (1958);

«По дорогам Приморья» (1960);

«В глубоком разрезе» (1960);

«Свердловск» (1961);

«Главная улица» (1966);

«По дорогам войны» (1968).

Кинопериодика:

Более 900 сюжетов для киножурнала «Советский Урал.