09.12.1934 — 21.02.2012
Киносценарист и драматург Геннадий Кузьмич Бокарев – легендарная фигура в истории культуры Урала. По его сценариям снято более двадцати фильмов на Свердловской киностудиях и киностудиях бывшего СССР, пьесы ставились во многих театрах России и зарубежья. За его многочисленными наградами и званиями маячит почти что бронзовый монумент, хотя для тех, кто его знал, его облик любимца и души любой компании, насмешника и барда никак не вяжется с образом «бронзовеющего» классика. Всю свою жизнь Геннадий Бокарев прожил на Урале. Хорошо знал и любил обычаи, привычки, нравы своих земляков. В отличие от многих, ни шумный успех, ни широкая известность, ни соображения карьеры – ничто не заставило его изменить своему родному краю.
Краткая творческая биография
Геннадий Бокарев родился в селе Боборовка под Свердловском. Там прошло голодное и босоногое военное детство. Отец погиб под Сталинградом в 1942 году. Мать вынесла все тяготы и одна воспитала сыновей. Рано приохотился к чтению, особенно в зимнюю пору, когда не в чем было выйти на улицу. Потом – техникум, Советская армия. Трудовой путь начинал рабочим на старинном, еще демидовском, Верх-Исетском металлургическом заводе. Десять лет проработал инженером на легендарном Уралмаше, в литобъединении которого и начались первые серьезные пробы пера. Работу совмещал с учебой на заочном отделении сценарного факультета ВГИКа, окончить который помог родной Уралмаш, оплачивая студенческие сессии и проездные билеты в Москву. На факультете в это время училось множество интересных людей: писатели и кинодраматурги Виктория Токарева, Эдуард Володарский, Валентин Черных. Бокарев громко заявил о себе уже первой повестью «Мы» (1964 г.), отвергнутой редакциями всех свердловских печатных органов, но опубликованной в Москве – в культовом журнале «Юность». И кинодебют его состоялся не где-нибудь, а на «Мосфильме»! Помогли анкетные данные и заводская школа – как-никак, освоил весь производственный процесс - от травильщика термического цеха, лаборанта, старшего техника до инженера! Может, поэтому и предложили ему написать сценарий на невероятно актуальную в то время тему о рабочем классе. В 1973-74 гг. на «Мосфильме» было снято две картины по его сценариям: «По собственному желанию» и «Самый жаркий месяц».
В ходе работы над фильмом «По собственному желанию» Бокареву в номер гостиницы позвонил Олег Ефремов и пригласил зайти в театр. Он сказал, что на днях случайно прочел его киносценарий и предложил сделать из него пьесу для МХАТа. Премьера спектакля состоялась в октябре 1973 года. Название «Сталевары» спектаклю дал сам режиссер. Взаимоотношения людей в процессе производства, казалось бы, прозаическая тема, но в «Сталеварах» она увлекала правдой и новизной. Можно, конечно, усмехнуться наивной горячности и прямолинейности героев, многие из которых видят жизнь сквозь призму отношения к труду. Может быть, поэтому в пьесе отсутствуют подробности быта, не имевшего важного значения в их жизни.
Спектакль был удостоен Государственной премии. Так началось «триумфальное шествие» пьесы по стране и за рубежом. Она была поставлена в театрах 86 городов страны, включая Малый, драматический театр им. К.В.Станиславского», «Новый МХАТ» и, конечно же, в Свердловском драматическом театре. «Новый МХАТ» открылся именно «Сталеварами». За Бокаревым еще долго тянулся шлейф того головокружительного успеха в виде насмешливого прозвища «сталевар». Не обошлось и без недобрых шепотков насчет «конъюнктурного» характера темы. Но было ли конъюнктурой естественное стремление молодого писателя поведать именно о том, что он любил и досконально знал? Обращенность драматурга к социальной и нравственной проблематике, нарочитый схематизм его пьес тех лет обусловлены их крайней полемической заостренностью. Не по книгам знакомый с реальной жизнью, сам плоть от плоти своих персонажей – Геннадий Бокарев, предвосхищая возражения оппонентов, вступает с ними в спор устами своих ершистых, порой смешных, но дорогих ему героев. Именно авторская любовь наполняет их образы лиризмом и юмором. Сегодня, когда многие годы экраны заполоняли «интердевочки», «олигархи», «братки», «киллеры», у людей возникает ностальгия по героям прежних лет - их цельности и чистоте.
В 1968 году Геннадий Бокарев был назначен главным редактором Свердловской студии телевидения. Ему было 33 года - самый молодой Главный в Советском Союзе, да еще и единственный беспартийный на столь важной идеологической работе! А с 1974 года и до краха Свердловской киностудии с ней была тесно связана его жизнь. Сначала работал главным редактором сценарно-редакционной коллегии, а с 1980 года - художественным руководителем творческого объединения художественных фильмов. За годы «чиновничьей» (по собственному его выражению) службы написаны сценарии, по которым сняты фильмы на многих студиях страны: «Весь мир в глазах твоих» (студия им. Довженко, 1976), «Хочу, чтобы он пришел» (студия им. Горького, 1978), «Пуск» («Беларусьфильм»,1978) и , конечно же - на Свердловской киностудии. Геннадий Бокарев работал с известными кинорежиссерами: Я.Лапшиным, Р.Мурадяном, Э.Гавриловым, Г. Кузнецовым и молодыми кинематографистами, для которых сотрудничество с ним было школой профессионального мастерства. И с теми, и с другими сложились устойчивые творческие связи, результатом которых стали фильмы: «Перед рассветом», «На полпути в Париж», «Сель», «Найти и обезвредить» и многие другие. Всего по его сценариям было поставлено более 20 полнометражных художественных фильмов. Многие отмечены призами и наградами.
Не всё складывалось гладко. К примеру, сценарий фильма «Перед рассветом» далеко не сразу был принят к производству, а готовый фильм по нему пролежал на полке 15 лет, чтобы стать одним из значимых фильмов о Великой Отечественно войне, который уже много лет в День Победы не сходит с экранов телевизоров. Или сценарий фильма «На полпути в Париж», написанный кинодраматургом задолго до того, как «утечка мозгов» за рубеж стала настоящим бедствием. Сценарий был напечатан в сборнике пьес и киноповестей Бокарева «Конец недели», изданном Средне-Уральским книжным издательством в 1984 году. Трудно даже предположить, какой резонанс мог вызвать одноименный фильм, снятый Ярополком Лапшиным на Свердловской киностудии в 2000 году, выйди он на экраны почти на двадцать лет раньше! Не случилось.
В годы, когда в связи с кризисом производство художественных фильмов на Свердловской киностудии было остановлено, многие упали духом. Но душевное здоровье, активная жизненная позиция, природный оптимизм и разносторонность дарования Бокарева взяли верх. Он и раньше не замыкался на кино: из-под пера его выходили не только киносценарии, но и пьесы, повести и рассказы. В эти годы им было написано пять киносценариев. Четыре из них: «Здравствуй, брат!», «Раздайте патроны, поручик Голицын…», «Колея» и «Порченая» - за литературное мастерство и гуманизм отмечены высокими наградами на престижных профессиональных конкурсах.
На Свердловской киностудии режиссером Ярополком Лапшиным в 2001 году снят художественный фильм «Сель» по сценарию Бокарева «Здравствуй, брат!» Теперь в произведениях Бокарева на первый план выходит вечная тема противоборства добра и зла в человеческой душе. В этой киноповести автор поднимает необычайно острые проблемы беспризорности, одиночества, заброшенности человека на постсоветском пространстве, бессилия его перед мощью слепой, неумолимой стихии и пропастью непонимания между людьми. Драматург страстно возвышает голос против жестокости и бессмысленности национальной розни, в защиту общечеловеческих ценностей – чистоты, бескорыстия, взаимопомощи, братства, объединяющих людей крепче, чем узы крови.
Кинодраматург пробует силы в новом для себя жанре телесериала. В 2004 году по его сценарию «Прокаженный» режиссером А. Кордоном снят телевизионный двенадцатисерийный детектив - «Шахматист». Киносценарий «Золотой Полоз», написан кинодраматургом по мотивам сказов П.П. Бажова и опубликован в первом номере журнала «Урал» за 2004 год. Это был лишь первый сценарий из задуманного автором бажовского сериала «Малахитовая шкатулка». К сожалению, удалось осуществить только единственный фильм этого проекта – «Золотой полоз», снятый режиссёром Владимиром Макеранцем в 2007 году. А в 2004 году вышел сборник рассказов, повестей и киносценариев «Все», получивший литературную премию им. Мамина-Сибиряка в Ханты-Мансийске.
Рисуя жизнь без прикрас, в самых горьких и трагических ее проявлениях, Бокарев всегда оставляет место надежде. Главное для него – вера в доброе начало в человеке и в жизни. Его сценарии по форме - законченные литературные произведения, где нет места небрежности, свойственной многим сценаристам. Колоритные диалоги, меткий, образный язык, внешняя простота и легкость повествования в сочетании с увлекательным сюжетом– свидетельство мастерства и зоркого глаза. А еще – личного опыта разочарований, проб и ошибок, умения видеть в жизни не только печальное и трагическое, но и смешное, и трогательное, и, конечно, – авторской любви к героям, читателям и зрителям. А еще, как и многие его ровесники -« шестидесятники», пронес он через всю жизнь любовь к авторской песне, согревая ею душу не только себе, но и друзьям, и коллегам, для которых его облик неотделим от верной спутницы - гитары.
Награды и почетные звания
Член Союза кинематографистов РФ
Член Союза писателей
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
Лауреат Премии губернатора Свердловской области «За выдающиеся произведения литературы и искусства» (2002)
Награждён знаком «За заслуги перед Екатеринбургом»(2004)
Лауреат литературной премии им. Мамина-Сибиряка (2004)
Награжден орденом Почета (2005),
Лауреат литературной премии им. Николая Кузнецова (2008)
Почетный гражданин Свердловской области (2009)
Книги, публикации
«Мы» (повесть), журнал «Юность» № 6, 1964
«Объезд.(киноповесть), журнал «Урал», 1984
«Конец недели» (пьесы, сценарии), Средне-Уральское книжное издательство, 1984 «Тоннель» (пьеса), журнал «Урал», 1986
«Золотой Полоз»(киносценарий по мотивам произведений П.П.Бажова), 2003, журнал «Урал»( № 1, 2004)
Сценарии
«По собственному желанию», «Искусство кино», №3, 1973
«Самый жаркий месяц», 1974
«Здравствуй, брат!», 2001
«Раздайте патроны, поручик Голицин…», 2001
«Порченая», 2002
«Колея», 2003
«Игра» (сценарий), журнал «Урал», 2005
Фильмы
«По собственному желанию», реж. Э. Гаврилов, «Мосфильм», 1973
«Самый жаркий месяц», реж. Ю. Карасик, 2 серии, «Мосфильм», 1974
«Весь мир в глазах твоих», студия им. Довженко, 1976
«Пуск», телевизионный игровой, реж. Г. Иванов, 3 серии, Минская киностудия, 1978
«Хочу, чтобы он пришел», Киностудия им. Горького, 1978
«Конфликтная ситуация». Телевизионный игровой, 2серии, реж.Р.Мурадян, Свердловская киностудия, 1981
«Найти и обезвредить», реж. Г.Кузнецов), Свердловская киностудия,1982
«Здесь твой фронт», реж. Э.Гаврилов), Свердловская киностудия, 1982
«Дорога к себе», телефильм, соавтор сценария, Свердловская киностудия, 1984
«Приговоренный», реж. А.Кордон, «Мосфильм», 1987
«Перед рассветом.», реж. Я. Лапшин, Свердловская киностудия, 1989
«Большое золото мистера» Гринвуда», реж.И.Резников, Свердловская киностудия, 1991
«Болевой прием.», реж.Г. Кузнецов. Свердловская киностудия, 1992
«Дорога на край жизни», реж. Р.Мурядян, «Мосфильм», 1995
«На полпути в Париж», реж. Я.Лапшин, Свердловская киностудия, 2000
«Сель», реж. Лапшин, Свердловская киностудия, 2001
«Золотой Полоз», реж. В.Макеранец, Свердловская киностудия, 2007
Премьеры спектаклей
«Сталевары». Спектакль. МХАТ им. М. Горького, 1972
«Испытание» пьеса». Спектакль Театра им. Станиславского, 1975
«Хочу, чтобы он пришел». Спектакль Свердловского Академического театра драмы, 1977
«Конец недели». Спектакль Свердловского Академического театра драмы, 1978