Борис Давидович Галантер — Союз Кинематографистов

Борис Давидович Галантер

28.11.1935–23.03.1992

С именем режиссера и сценариста Бориса Галантера тесно связан небывалый взлёт уральского документального кино. Его творчество оказало большое влияние на формирование знаменитой уральской школы документального кино. Режиссёр своим творчеством доказал, что фильм, являясь документом времени, может быть произведением  искусства.  Фильмам Бориса Галантера свойственны не только высокий профессионализм, но и неповторимый авторский стиль, сочетающий романтизм с философичностью и эпикой.  В своих наиболее известных фильмах «Двадцать дней жаркого лета», «Последние игры», «Ехала деревня», «Бетховен», «И снова с вами я», «Кое-что из губернской жизни», «Майя Плисецкая – знакомая и незнакомая» и других режиссеру удалось создать собственный художественный мир, что случается не так уж часто в документальном кино.

КРАТКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Борис Давыдович Галантер родился 28 ноября 1935 года в Киеве. Окончив среднюю школу, с 1954 по 1956 год в рядах Советской Армии служил корреспондентом дивизионной газеты. Окончив в 1959 году курсы ассистентов кинооператора при киностудии имени А.П. Довженко, работал на студии ассистентом кинооператора. В 1962 году Борис Галантер был принят на студию «Киргизфильм» вторым оператором на игровой фильм «Улица Космонавтов». Из Киева за ним тянулась особая слава: « Это тот рыжий фотограф со студии им. Довженко, который написал прекрасный сценарий». Поверив в Бориса, директор студии Ш. Усубалиев доверил ему в качестве режиссера снять документальный фильм. Когда показали отснятый материал, в зале воцарилась тишина: такого не видели в этих стенах: изнуряющий труд, средневековый быт, чванливое начальство, приниженные  подчиненные, невежество и произвол. Режиссера обвинили в антисоветчине. Усубалиев распорядился: «Чтоб больше никто этой пленки не видел никогда. Не дай бог, дойдет до ЦК! И я полечу, и Боря. А ему надо здесь зацепиться — он настоящий киношник».  

С тех первых опытов прорастало в нем стремление показывать на экране не просто факт или персону, а в сиюминутном находить вечное, видеть мир через призму искусства. Уже в ранних его фильмах не просто публицистика и не просто образность, а полное слияние обеих этих начал. Талантом режиссера фильм «Бумеранг» (1965) -  научно-познавательный фильм о совах и косулях, о розовых скворцах и белых цаплях стал фильмом-размышлением, фильмом-призывом. Задолго до экологического бума в фильме представлены раздумья автора об извечном конфликте природы и цивилизации, о губительности отрыва от Праматери природы. Любой игровой фильм может позавидовать полноте и противоречивости, с которой в фильме «Там, за горами горизонт»(1966) раскрывается серьёзная проблема. За столкновениями героев трудно заметить присутствие режиссуры. Но именно она выводит на экран «драму идей». Фильм стал классикой документального кино. Конечный вывод сам по себе не интересен режиссеру. Куда важнее движение к нему, сшибка порой полярных суждений. Его метод - вытаскивать на поверхность острые проблемы, а решение предоставлять зрителю.

Как режиссер-оператор Галантер  снял в Киргизии семь документальных фильмов, стал профессионалом, одним из основателей  киргизской школы документального кино. Там у него сложился круг друзей-единомышленников. Борис привлекал к себе людей: открытый дом, открытая душа, всегда был готов прийти на помощь, поделиться секретами мастерства, не жалел времени для ассистентов, учеников. Его дар быть  душой общества ярко проявился  на Свердловской киностудии, куда он пришел в 1967 году уже в ореоле известности. Поначалу было непросто: бедность, тесная комнатка на троих в здании студии. Слаженная команда осталась в Киргизии, а в Свердловске надо было начинать сначала. Но вскоре образовался круг единомышленников, притяжение талантов. Центром кристаллизации был Борис.

На Свердловской киностудии он громко заявил о себе выдающимся фильмом «Лучшие дни нашей жизни» (1968). Фильм поразил мастерством, утвердил авторитет режиссера, которого признали и зауважали даже «старики». Герои фильма — летчики гражданской авиации, беззаветно преданные профессии, но по состоянию здоровья медицинская комиссия запрещает им летать. Драма этих летчиков не поразила бы острой болью, если бы фильм не сумел выразить непоправимость их утраты. Это дают возможность ощутить, как будто «проходные» эпизоды, но чем был бы фильм без них?! Что теряет человек, уходя из авиации?  Он теряет высокое небо за стеклом кабины, бесшумный лёт облаков, бетонную полосу под крылом - проклятую полосу, на которую подчас так трудно зайти сразу, далекую и прекрасную Землю, которая всегда далеко и всегда рядом. Зритель понимает это и не может не сопереживать людям, для которых небо— вся жизнь. Многие считают этот фильм вершиной творчества режиссера.  

Поэтическое мироощущение пронизывает все его фильмы любой тематики. Фильм «Шаговик («Косынка»,1968) — это история старого конюха и трудяги-лошади. Беременная кобыла тянет за собой «шаговик»-карусель. В неё впряжены рысаки, которых она учит мерному шагу. Каждое утро старый конюх выводит Косынку на работу, пока она не родит жеребенка. И не сможет в этом деле заменить её норовистая кобыла Коробка, и старик отхлещет ее кнутом ... И будет страдать потом ... И вырастет жеребенок, и снова вернется его мать к скрипучему шаговику, а потом, глядишь, настанет и его черёд. Кинематографический круг принял этот фильм как откровение. Кто-то увидел в нём метафору извечной несправедливости: «И ты, и дети твои обречены влачить ярмо бессмысленного шаговика». А кто-то - аллегорию власти: «Не приемлешь ярма - бит будешь! А ещё в фильме есть любовь человека и лошади. Есть удивительная изобразительная пластика: кони в зимней леваде, черный паук шаговика, снежная чистота пробега Косынки с жеребенком, хлопья снега над летящими табунами, тепло овчинного тулупа, пар над заиндевевшей бородой... Фильм пленительно красив. Гармония — это и есть исчерпывающее определение кинематографического мира Бориса Галантера. Фильм сделан художником! Любой фильм режиссёра согрет  его участием  в судьбе каждого героя,  пронизан светом добра. Галантер вводит труд человека в круг вечных ценностей, таких как хлеб и молоко. Они пребудут вечно. И так же пребудет вечно человек, охваченный жаждой созидания.

Борис Галантер умел объединять людей. Добрый нрав, музыкальность и поэтический характер его дарования привлекали свердловских музыкантов и художников - вольных, плывших поперек потока «соцреализма», за что и не выставлялись в глухое застойное время, но делали свое дело. Уникальный фильм «Русские потешки» или «Ярмарка» (1972), заказанный Центральным телевидением, Борис сотворил вместе с ними. В фильме проявились все грани дарования Бориса – художника, оператора, сценариста и режиссера.  Над фильмом работала слаженная и весёлая артель художников, композитора и музыкантов: сами всё сколачивали, красили, натягивали холст, что-то подвешивали. Без бескорыстного энтузиазма всей команды не было бы этого фильма. Всё соорудив, сами снялись в нём в той же стихии «балагана», райка — кто на пиле играл, кто в рамке вместо холста возлежал. Выдумка, юмор, вкус — все это было тонко стилизовано под русский лубок. «Ярмарка» явилась первой попыткой режиссера реализовать свою тягу к игровому кино. Дух игры и веселья царил на съёмочной площадке и в фильме. От острых и неожиданных режиссерских находок пахнуло волей, независимостью, неординарностью. Это, вероятно, и насторожило цензоров. Фильм не был принят руководством Центрального телевидения в первоначальном виде: картину сократили с трёх до двух частей и так, по существу, и не показали зрителям.

Фильмы Галантера музыкальны. В них существует полное слияние музыки и духа фильма. Поэтому закономерным для режиссера стало обращение к музыкальным картинам. Про фильм «Джульетта» (1974) можно сказать, что он сочинен на музыку Сергея Прокофьева: настолько всё в нём подчинено музыкальной партитуре. Здесь диктует Сергей Прокофьев, как и в «Ярмарке», где яркая музыка молодого композитора Вадима Бибергана – соавтора режиссера   помогла соединить в единую ткань фильма отдельные разностильные номера концерта. К какой бы теме  ни обращался режиссер, он начинал с тщательного «вживания» в атмосферу будущего «объекта», которое тянулось неделями, а то и месяцами. Режиссура в неигровом кино — понятие гораздо более широкое, нежели монтажное искусство. Безошибочно найти героя, суметь раскрепостить его, «проявить» человека — в этом истинная суть режиссуры. Борису Галантеру пригодился этот дар и в снегах Тянь-Шаня, и в танцевальных классах Пермского училища, и в Центральной медицинской комиссии ГВФ, и в раздевалке хоккейной команды, в вятской деревне, на Первоуральском трубопрокатном, на Пермском конезаводе. Работая на Свердловской киностудии, с 1978 года Борис Галантер начал тесно сотрудничать с творческим объединением «Экран» Центрального телевидения сначала в качестве сценариста, а потом – режиссёра, поэтому закономерным стал его переезд в Москву после 1980 года. На студии «Экран» Галантер выступил в качестве родоначальника жанра телевизионного документально-игрового фильма. В 1988–1990-х годах  он также вёл экспериментальную режиссёрскую мастерскую на отделении неигрового кино Высших курсов сценаристов и режиссеров.

Свой музыкальный дар Борис Галантер сумел проявить в новых работах:  фильмах «Жизнь Бетховена», (1978-1979), «Майя Плисецкая - знакомая и незнакомая»,  а также в начатых и незавершенных уже больным художником съемках фильма о Мстиславе Ростроповиче.  В фильме о Плисецкой сошлись не только любовь к музыке, балету, но и тяготение к сильной и яркой личности. Уже в первых телевизионных опытах режиссер стремился соединить в образе и личность артиста и облик героя. Лицедейство артистки в танце и её Личность – вот замысел фильма. А ещё – стремление приоткрыть зрителю изматывающую, не знающую передышки жизнь человека, преданного искусству. Достижению этой цели подчинены все художественные средства: Цвет, свет, вся сценография, процесс переноса балетных отрывков сначала в другое пространство, потом на экран. Всё было подчинено решению особо интересных для него проблем: как, сохранив линии хореографии, не утратить психологии, чтобы зрителю открылась не восковая персона, а человек во плоти и крови.

За каждым фильмом Галантера стоит стремление постичь некую истину - нравственную или духовную. На этом пути невозможно достичь предельной ясности, но это путь доверия к зрителю. В любой сфере жизни режиссера прежде всего интересуют противоборствующие начала. Любая, даже информационная тематика открывается им на драматическом срезе. Груз недугов, с которыми ведут отчаянный бой летчики («Лучшие годы нашей жизни»); поединок человека с быстротекущим временем («Последние игры»); радостная страсть труда («20 дней жаркого лета»); любовь против смерти («Джульетта»); тяга к родному очагу против «охоты к перемене мест» («Там, где твой дом»); драма утраты корней («Ехала деревня»); жестокое столкновение прозы будней и праздника творчества («Майя Плисецкая», «Косынка»). В картинах Галантера не найти покоя. Но при этом конфликт не становится самоцелью. Он лишь помогает подняться от конкретной ситуации к общечеловеческой проблематике. Фильмы Бориса Галантера являются неоднократными лауреатами Всесоюзных и Международных фестивалей. Но это не фильмы на злобу дня. Им суждена долгая жизнь, ведь о каждом из них можно сказать словами Марины Цветаевой: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документально-игровые фильмы:

1972 – «Ярмарка (Русские потешки)», автор сценария, режиссер, т/о «Экран»;

1974 – «Джульетта», автор сценария, режиссер, т/о «Экран»;

1978-1979 – «Жизнь Бетховена», автор сценария, режиссер,  т/о «Экран»;

1981 – «И снова с вами я», автор сценария, режиссер, т/о «Экран»;

1983 – «Кое-что из губернской жизни», режиссер, т/о «Экран»;

1985 – «Четыре клоуна под одной крышей», автор сценария, режиссер, т/о «Экран»;

1986 – «Дама с собачкой» (фильм-балет), режиссер, т/о «Экран».

Документальные фильмы:

1963 – «Сегодняшние заботы», автор сценария, режиссер, «Киргизфильм»;

1964 – «Смена», автор сценария, режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1964 – «Бумеранг», автор сценария, режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1965 – «На высокой земле», автор сценария, режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1965 – «Там за горами горизонт», режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1966 – «Высоко в горах» автор сценария, режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1966 – «Кара-Кол», автор сценария, режиссер, оператор, «Киргизфильм»;

1968 – «Лучшие дни нашей жизни», режиссер, Свердловская киностудия;

1969 – «Шаговик» (Косынка), автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1970 – «Там, где твой дом», режиссер, Свердловская киностудия;

1971 – «Магнитка, Магнитострой, Магнитогорск», автор сценария, Свердловская  киностудия;

1972 – «Уральский мастеровой», автор сценария, т/о «Экран»;

1973 – «Дар», автор сценария,  т/о «Экран»;

1974 – «Двадцать дней жаркого лета», автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1974 – «Поэма о Дагестане», автор сценария,  т/о «Экран»;

1974 – «Письмена», автор сценария, т/о «Экран»;

1975 – «Последние игры», автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1976 – «Эхо», автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1977 – «Ехала деревня», автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1977 – «Три встречи», режиссер, Свердловская киностудия;

1978 – «Я сказал тебе все», автор сценария, режиссер, Свердловская киностудия;

1987 – «Майя Плисецкая - знакомая и незнакомая», автор сценария, режиссер, т/о «Экран».

Награды:

IV Всесоюзный кинофестиваль (1970, Минск) – приз за документальный фильм «Лучшие дни нашей жизни».

Международный телевизионный фестиваль «Злата Прага» (1988, Прага) – Приз за фильм «Майя Плисецкая, знакомая и незнакомая».