05.03.1946 — 13.05.2013
Режиссер Анатолий Балуев – одна из самобытных фигур знаменитой уральской школы документального кино. Яркий ее представитель - он все же стоит в ней особняком не потому, что многие его фильмы о людях и проблемах его «малой родины». По национальности коми-пермяк он многие фильмы посвятил своей малой родине. Национальная тематика его фильмов обусловлена отнюдь не этнографическим интересом. Рассказ о жизни коми-пермяцкого народа служил ему поводом для глубоких раздумий о вечных вопросах: любви, жизни и смерти, назначении искусства.
Краткая творческая биография
Анатолий Данилович Балуев родился 5 февраля 1946 года в селе Кочево Пермской области Коми-Пермяцкого автономного округа. Семья жила простым крестьянским укладом. Как же мальчишке из деревенской глуши удалось попасть в элитный вуз и стать известным кинорежиссером?! Сегодня это кажется чудом. А тогда это чудом не было. Многие ребята из глубинки не просто мечтали стать летчиками, космонавтами, актёрами, но и могли воплотить свою мечту в жизнь. Анатолий грезил о кино и об оперной сцене. Выбрал кино. Чтоб поступить во ВГИК, требовались знания истории мирового кино и солидный багаж просмотренных фильмов. И это было возможно в сельской глубинке. Все картины, которые привозили в клуб, Толя смотрел по нескольку раз. Не было денег на билет - находил способ посмотреть фильм бесплатно. Часто зимними вечерами смотрел фильмы с улицы сквозь глазок в замерзшем окне, который по его просьбе грел и расчищал кто-нибудь из знакомых. Пересмотрел всю советскую классику, произведения итальянского неореализма, фильмы Уильяма Уайлера и Джона Форда. К тому же, знания, достаточные для поступления в престижный вуз, можно было получить в скромной сельской школе!
В 1969 году Анатолий поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии и окончил его в 1973 году по специальности «киновед –редактор». После окончания ВГИКа работал на Свердловской киностудии редактором научно-популярных фильмов, где проявил себя разносторонне одаренным и творческим человеком. При его непосредственном участии снято более ста фильмов ведущих режиссеров: Л.Рымаренко и В. Волянской, Б.Урицкого, Л.Ефимова, А.Стремякова, И.Богуславского, Б.Галантера…
В 1976 году А.Балуев пробует себя в кинорежиссуре. За период с 1976 по 1983г.им сняты три короткометражных фильма, один из которых игровой («Прощание славянки»). Его режиссерский дебют - фильм «О, велосипед! (1977) по праву вошел в число лучших короткометражных картин студии. Его многократно показывали по Центральному телевидению, а на VII Всесоюзном кинофестивале спортивных фильмов в Ленинграде он получил приз и диплом «За остроумное решение темы». Попробовав себя в игровом кино, режиссер решил для себя, что оно «существенно уступает неигровому по степени художественности». С 1988 года А. Балуев сделал выбор в пользу режиссерской и сценарной деятельности. От фильма к фильму режиссер ткал прихотливый узор людских характеров и судеб. Все его герои — братья и сестры по судьбе, по земле, на которой живут, страдают и любят.
Тематика его фильмов многообразна, и каждый фильм требует от зрителя сотворчества - напряженной работы души и ума. В стремлении сделать кино инструментом философского и художественного осмысления действительности в ее трагических противоречиях режиссеру были тесны рамки кинодокумента. Нам выпало жить в эпоху перемен, жестоких социальных экспериментов, неразрешимых конфликтов, природных катаклизмов. И главным героем его фильмов становится Время – как метафизическая категория. Творческий почерк режиссера не спутать ни с чьим. Усложненность композиции, полифоничность – характерные черты его стилистики. В 1988 году А. Балуев снял художественно-публицистический фильм «Фуга», далеко выходящий за рамки традиционной кинодокументалистики. Фильм повествует о пути человечества в ХХ веке. Через длинный ряд чередующихся кадров хроники разных стран и народов красной нитью проходит мотив человека в его отношении к истории, философии и религии. Выражая свою мысль о бренности человеческого бытия, автор обращается к иносказательности и символике. Фильм этот обращён к зрителю, способному прочитать его символику. Фильм получил приз «За талантливую режиссерскую работу» на I Всероссийском фестивале неигрового кино в Волгодонске. Он участник Международного кинофестиваля неигрового кино в Ленинграде (1994) и МКФ в Диоре (Венгрия,1994). Сценарии к своим фильмам Анатолий Балуев писал сам. Его картины – это подлинные образцы авторского кино. Источником вдохновения режиссеру служила любовь к родной земле. В 1992 году он снял фильм «Мы были дымом», в 1994 году в сотрудничестве с телевидением Финляндии был снят фильм «Волны». А в 1995 году вышел на экран фильм «Тупи-Тап», завершающий трилогию фильмов о людях Коми-пермяцкого округа. В этих фильмах, удостоенных многих наград, режиссер с любовью создает коллективный портрет малоизвестной народности коми-пермяков. Его добрые, бесхитростные герои, чем-то похожие на шукшинских чудиков, неизменно вызывают чувство симпатии и сопричастности.
Тема искусства с детских лет волновала режиссера, не случайно она возникает во многих его работах. «Хор» (1989) - один из его знаковых фильмов. Режиссер всегда стремился к высоким обобщениям. На примере творческой жизни двух детских певческих коллективов он сумел рассказать о великой объединяющей, спасительной и окрыляющей силе искусства. А вокруг героев фильма идет обычная жизнь большого города, неразрывно связанная с их жизнью. И кажется, что жизнь всех этих людей – это большой хор, состоящий из множества голосов. Только преодоление и согласие помогут этому хору зазвучать в полную силу. Эта мысль пронизывает все его творчество. Она стала и доминантой фильма «Дыхание жизни» (2002), где одна из самых горьких страниц отечественной истории нового времени предстает на апокалиптическом фоне истории мировой. На первый взгляд, фильм повествует об ужасах чеченской войны и людях, чья жизнь сломана войной. Но еще один смысловой пласт произведения едва ли не важнее для автора - это мир вечных и безусловных ценностей: красоты, мудрости, гармонии. Свидетельство тому — судьба и творчество яркой и самобытной художницы, инвалида с детства, беженки из Грозного, испытавшей все ужасы войны, но не утратившей веры в людей, воли к жизни, любви к искусству. Герои Анатолия Балуева — каждый по-своему — ищут путь к Истине, пытаются восстановить утраченную гармонию и целостность мира.
В 1999 году Анатолий Балуев, ставший руководителем творческого объединения «Уралтелефильм» Свердловской областной телерадиокомпании, по-прежнему остался верен своей теме. В 2000 году выходит его фильм «Быкобой» (Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства). Через внешние события режиссер стремится передать жизнь человеческой души и даже души целого народа. В лучших его фильмах образы героев обретают черты архетипа. Скромны и не ярки окружающие их ландшафты. Из этого аскетизма и скудости прорастает чувство кровной связи людей с родной землей, неброской природой. Их простой и суровый быт, казалось бы, не располагает к мыслям о вечном. Но ведь есть еще и бескрайнее небо над головой. Не случайно оно так часто возникает на полотне экрана! От частного режиссер всегда восходит к общему. Так фильм «Мам» (2003), где режиссёр показывает жизнь своей матери, он посвящает всем коми-пермяцким матерям. Снимая фильмы на материале, который знал и любил, Анатолий Балуев жизнь своих героев рассматривал в контексте всей мировой истории и культуры. Так в фильме «Быкобой» финальная сцена, навеянная Лондонской симфонией Гайдна, печальна, выразительна, метафорична: позирующие для групповой фотографии герои фильма один за другим исчезают из кадра, словно сливаясь с неяркой природой, - так исчезают люди, народы, утекает само Время…
Ленты о малых народах охотно принимали фестивали и не скупились на награды. Анатолия такой взгляд на его творчество задевал. Снимая фильмы на материале, который знал и любил, он ставил в них проблемы общечеловеческие, а жизнь скромных своих персонажей согласен был рассматривать никак не меньше, чем в контексте всей мировой истории и культуры. Он остро чувствовал нерв времени, но не социальная или политическая проблематика влекли его. Режиссер упрямо гнул свою линию, стремясь в своих фильмах ставить вопросы не быта, но бытия, смысла жизни человека и целого народа, путей развития цивилизации. Фильмы Анатолия Балуева никого не оставляют равнодушным, ведь они - плод неустанных поисков - новых героев, средств художественной выразительности и, что еще важнее – истины. Его творчеству присущи идеализм и горение - качества, почти утраченные современным кинематографом. До последнего вздоха Анатолий Балуев хранил верность кино. Краткую передышку, вырванную у мучительной болезни, он без остатка отдал съемкам последнего фильма. В неравной схватке он все-таки одержал моральную победу: заключительным кадром его земного пути стала не больничная койка, а премьера его фильма «Звездная пыль»!
Почетные звания:
Лауреат государственной премии Российской Федерации в области искусства и литературы 2002 года.
Член Академии кинематографических наук и искусств «Ника»
Лауреат премии Пермской области в сфере культуры и искусства.
Фильмография
Автор сценария
1976 «Геологи на съемках и поиске», Свердловская киностудия;
1977 «Зимние старты спорта смелых.», Свердловская киностудия;
1978 «Улучшение условий труда на предприятиях музыкальной промышленности», Свердловская киностудия;
1979 «По собственному желанию», Свердловская киностудия;
1980 «Рассказы о Сибири», Свердловская киностудия;
1981 «Трезвость-норма жизни», Свердловская киностудия.
Режиссёр, автор сценария
1977 «О, велосипед!.», Свердловская киностудия - Диплом и приз VII Всесоюзного кинофестиваля спортивных фильмов, 1979;
1978 «Прощание славянки», ЭМТО «Дебют» - Приз ОК ВЛКСМ за лучший дебют Свердловской киностудии 1983-84 гг.;
1979 «Фуга», Свердловская киностудия - Приз I Всероссийского фестиваля неигровых фильмов в Волгодонске.
1980 «Мы были дымом», Свердловская киностудия»
1994 «Волны», «Уралфильм» и телевидение Финляндии
1998 «Хор», Свердловская киностудия при участии «Уралфильм»
2000 «Быкобой», СГТРК ТО «Уралтелефильм» - Главный приз Открытого фестиваля неигрового кино «Россия 2000»;
2002 «Дыхание жизни», СГТРК ТО «Уралтелефильм»
2003 «Мам», СГТРК, ТО «Уралтелефильм»
2005 «Сан-Донато», кинокомпания «Снега»
2006 «Sving», ГТРК (Урал)
2009 «Мираж», студия «Новый курс» (Пермь)
2011 «Серебряный конь», студия «Новый курс» (Пермь)
2012 «Звёздная пыль», ООО «Кинохроника»