Память

02 февраля

9 февраля исполняется 10 лет, как не стало  Раисы Владимировны Енютиной - бессменного ответственного секретаря правления Уральского отделения  Союза кинематографистов России (так в то время называлась наша организация). Её имя близко и дорого многим уральским кинематографистам, которых она согревала теплом своей души. Все, кто знал её, с благодарностью помнят о ней.

Давайте сегодня все вместе ещё раз вспомним Раису Владимировну!

ЗИГЗАГ УДАЧИ

У каждого своя дорога в кино. Кто-то с детства выбрал ее. А для другого это незапланированный  жизненный поворот - зигзаг, ставший судьбой. Кинематограф – мощный магнит. Те, кого он втягивает в свою орбиту, уже не смогут освободиться от его чарующего, порой мучительного, но сладостного плена. Мечтала ли Рая, девочка из уральской «глубинки», о кино? - Конечно! Как и ее сверстники, она была захвачена фильмами о Чапаеве, комсомольцах-добровольцах, Корчагине и других героях нашего детства. Но если б сказали ей, что ей придется работать в кино, наверняка бы не поверила – таким этот мир казался недосягаемым. А фильмы с их романтикой подвига звали в комсомол! Вступив в его ряды, активная и деятельная, уже спустя год, Раиса  работала методистом Шалинского Дома пионеров, и вскоре ее избрали членом бюро райкома. Девушке с такой активной жизненной позицией и жаждой деятельности непременно надо было учиться. Выбор пал на исторический (в те годы «партийный») факультет УрГУ.

Жизнь неодноцветна и неодномерна. И как не надоест мазать прошлое черной краской?… Да, конечно, разное бывало в комсомоле: и ханжество, и бюрократизм, но разве  только этим исчерпывалась его суть? Как скинуть со счетов множество открытий и свершений, многие примеры проявления высоких духовных качеств, самоотверженности молодых людей - в то время поголовно комсомольцев? А можно ли забыть песни у костра, стройотряды, выезды на картошку и стихи о комсомольской богине?! А дружба и любовь на всю жизнь? А приподнятая атмосфера 60-х с ее поэтическим бумом, с песнями о «комиссарах в пыльных шлемах», когда верилось, что именно комсомолу предстоит очистить от грязи и крови великие идеалы, еще не подвергнутые сомнению, чтоб утвердить их уже навсегда…

  После окончания вуза Раю направили по распределению учителем в среднюю школу города Каменска-Уральского, но уже через два месяца ее взяли в аппарат Красногорского РК ВЛКСМ и вскоре избрали вторым секретарем. После вступления в ряды  КПСС её перевели в отдел пропаганды Свердловского Обкома ВЛКСМ. Круг обязанностей – взаимодействие со средствами массовой информации («На смену!», «Уральский следопыт», Молодежная редакция радио и телевидения) и связи с творческими Союзами. А связи-то, как известно, решают все: вскоре ей было предложено место ответственного секретаря Свердловского отделения Союза кинематографистов. В кино? С таким-то послужным списком?! Ведь перед Раисой был открыт прямой путь к головокружительной партийной карьере… Но ее судьба вдруг неожиданно совершила зигзаг – Раиса  выбрала кино!

Помня  киностудию тех лет, знаю, что путь в кино для нее не мог быть ровным, да гладким. Кинематограф в те времена был властителем дум, а киношники – люди не без амбиций - ощущали себя особой «избранной» кастой. Приход в замкнутую среду, отличавшуюся либеральным настроем и определенной оппозиционностью к властям «человека со стороны», да еще с манерами и задором комсомольского вожака, встречен был кем-то с усмешкой, а кем-то и с недовольством. Для многих тогда эталоном казалась ее предшественница - Надежда Ивановна Шарикова, и не верилось, что кто-то сможет ее заменить. Думаю, поначалу было ей не слишком уютно, но выручали оптимизм, интерес к новому и бойцовские качества. Заново нужно было доказывать, чего стоишь. Как человек становится «своим»? – Пуд соли надо съесть! Но у Раисы хватило ума и такта (при ее-то порывистости, импульсивности) не ломать с плеча. Усвоить и продолжить традиции помогали  дружба с Н.И. Шариковой, ее опыт. Понятно, что были  и промахи, и споры, и стычки, неизбежные при взрывном, но отходчивом характере. И слезы… При всей внешней напористости очень ранимый она человек. Но были и совместные дела, премьеры и праздники, и застолья, и песни…И кинематографисты понемногу стали  замечать, что работа ладится и даже оживилась: возникают новые  условия для профессионального и творческого роста, повышается уровень конференций, премьер, фестивалей. Ответственность, неформальный подход к людям и работе, доброта и самоотверженность Раисы  постепенно были оценены и признаны большинством. Особенно пригодилась ее организаторская жилка в строительстве Дома кино. Приходилось делать множество разнообразных и новых для себя дел: вникать в технические тонкости проектной документации, бороться с недочетами строителей, закупать оборудование, мебель. А творческие ее качества раскрылись в руководстве деятельностью Дома кино - одного из важнейших центров культурной жизни города.

Расширялась география связей Уральского отделения: Екатеринбург понемногу сбрасывал с себя путы закрытого города. Сколько от Раисы Владимировны потребовалось усилий, чтобы осуществить встречу героя фильма «Египтянин» - художника М.М. Потапова с советником по культуре посольства республики Египет д-ром Хосни Ибрагимом Юсефом!Въезд иностранцам в Свердловск был закрыт, но ее целеустремленность и авторитет среди партийного руководства области  помогли одолеть препятствия. Дорога была проторена. В Екатеринбургский Дом кино стали приезжать с фильмами кинематографисты не только из советских республик, но и из зарубежья. Сколько с тех пор прописалось в Доме кино мероприятий международного ранга, таких, как фестиваль американского документального кино «Шоу-кейс», Фестивали японского кино, Дни французского, датского, корейского, израильского кино… Но на особом месте в сердце Раисы Владимировны всегда остается Открытый фестиваль документального кино «Россия», ведь в том, что Екатеринбург стал постоянным местом его проведения, есть немалый ее вклад.

По глубокому убеждению Енютиной  кинематографистам необходимо создавать условия для творческих контактов, ведущих к взаимному обогащению: «Профессионал должен знать, что делают его коллеги и сам иметь возможность показывать им результаты своей работы». Первостепенное значение придает она созданию творческой атмосферы в Союзе и Доме кино. А это предполагает внимание не только к творчеству, но и к нуждам, и болям членов Союза, особенно ветеранов и инвалидов. Годы ее работы в кино совпали  с драматическим периодом жизни Свердловской киностудии, когда многие кинематографисты чувствовали себя выбитыми из колеи, испытывали стресс. И здесь, как никогда, потребовались ее отзывчивость, душевность, умение поддержать человека словом и делом. Помогала, чем могла: лекарством, устройством на лечение, автомашиной. А приходилось хоронить - знали, что Раиса Владимировна поможет, обо всем договорится, все утрясет. А сколько могил одиноких кинематографистов под ее присмотром и попечением?! И все ухожены. Делается все это не напоказ, а с большим тактом и любовью. Эта сторона ее работы, о которой как-то не принято говорить вслух, на мой взгляд, ярче всего  характеризует ее человеческие качества.

  Общественный темперамент Раисы Владимировны не остывает с годами и по-прежнему вырывается за рамки служебных обязанностей. За эти годы была она  и членом Правления Уральского отделения Российского фонда культуры, представляла Уральское отделение Союза кинематографистов в Общественной палате Областной Думы, и сейчас она член Уральского отделения Международной Лиги защиты культуры и президент киноклуба. Да, и шефство кинематографистов над Исправительной колонией № 2 г. Екатеринбурга трудно представить без ее участия. Она всегда с готовностью оказывает помощь не только киношникам, но  героям документальных фильмов, нуждающимся в помощи. С ее посыла Фонд неигрового кино наградил денежной премией незрячего героя фильма «Кто косит ночью» (реж. Г. Дегальцев). Ее подпись стояла под обращением творческой интеллигенции города к властям о необходимости сохранить для Урала замечательную певицу Елену Сапогову – героиню фильма «Колыбельная с куклой»( реж. Г. Негашев). А о многолетней дружбе Уральского отделения с художником М.М. Потаповым - героем фильма В. Тарика «Египтянин» - знают многие. Раиса Владимировна имеет множество наград и почетное звание «Заслуженный работник культуры». Но не в этом дело. Если кто-то думает, что Рая – всего лишь образцовый функционер, пусть послушает, как самозабвенно, с каким глубоким и искренним чувством читает она стихи!

За 28 лет всякое бывало - и сомнения в правильности выбора, и метания: однажды едва не ушла в Фонд культуры. Не отпустили кинематографисты. Это и стало выражением их окончательного признания и любви к ней. Ну, а для нее они давно уже стали родными. В Доме кино  вырос сын - Женя (а, бывало ведь, выходит мать на сцену, а малыш следом, цепляется за подол). А член семьи – верный пес с несусветным именем Дженни-Махочкин –много лет изо дня в день приходивший вместе с любимой хозяйкой на службу, даже и не сомневался, что Дом кино – его территория. И трудно уже сказать теперь, кто дороже: друзья юности - комсомольцы, или киношники. Да, и не делит  их она - все родные и близкие. А для уральских кинематографистов крутой вираж Раиной судьбы уж точно стал зигзагом удачи!

 

Очерк из книги Е.Лесниковой «Черно-белое кино или Ностальгия по настоящему», 

Екатеринбург, Банк культурной информации, 2005 г.