Под прицелом кинокамер

08 мая

В рядах сражавшихся на фронтах Великой Отечественной стояли и люди с камерой, запечатлевшие на долгие годы кровопролитные бои, свидетельства ужасающей жестокости врага и главное - портреты безымянных героев. Хроникеры войны прошли ее с первых дней и до последних, победных мгновений, с приграничных июньских постов и до судебных залов Нюрнберга.

 Всю территорию, охваченную пожарищем, видели они через объективы тяжелых четырехглазых "Аймо" - от Ледовитого океана и до Черного моря.

Были среди них и женщины, такие как Мария Сухова, партизанский хроникер, погибший от осколков с камерой в руках. 

   

Первыми на фронт отправились опытные операторы, уже снимавшие в боях. За ними в качестве добровольцев отправили 22 выпускника операторского факультета ВГИК.

Уже 23 июня на фронте оказалась первая киногруппа, а спустя три недели после начала войны в рядах Красной армии насчитывалось более 89 кинодокументалистов, объединенных в 16 киногрупп.

Первые фронтовые съемки появились 8 июля в "Союзкиножурнале" № 63 под названием "Фашистская свора будет уничтожена" (операторы В. Ешунин и С. Коган). Практически все материалы хроники - фронтовые репортажи, очерки, портретные зарисовки – выходили в виде отдельных сюжетов "Союзкиножурнала" периодичностью два раза в месяц.

За четыре года войны на Центральной студии кинохроники (с 1944-го г. – ЦСДФ) было выпущено 400 номеров "Союзкиножурнала", 65 номеров журнала "Новости дня", 24 фронтовых киновыпуска, 67 тематических короткометражных лент и 44 документальных полнометражных.

  

В Свердловской организации "Союза кинематографистов" помнят Заслуженного деятеля искусств РСФСР Константина Петровича ДупленскогоПосле окончания операторского факультета ВГИКа в 1942 году он был фронтовым оператором. 

Воевал сначала на Западном фронте, потом на Северо-Кавказском, снимал боевые действия Черноморского флота. С февраля 1944 года - военный кинооператор киногруппы политуправления 3-го Украинского фронта.

   

В 1942-1946 годах снял или принимал участие в съемках документальных фильмов: "Борьба за Севастополь", "Дети и война", "Победа на юге", "Болгария", "Будапешт", "Вена", "Разгром Японии".

В 1945 году был награжден орденом Отечественной войны 2 степени (19.10.1945). Из наградного листа: «Особенно проявил себя тов. Дупленский в боях за Будапешт и Вену. Снимая непосредственно в штурмовых отрядах, штурмовавших кварталы Буды, и танковых частях, которые врывались в Вену, он дал высококачественный боевой репортаж, подлинные документы о героике наших бойцов и офицеров, проявляя в работе смелость, отважность и находчивость».

С 1946 года – оператор Свердловской киностудии, возглавлял корреспондентский пункт в Челябинске. Многие сюжеты, снятые им, использовались в кинопериодике – "Новости дня", "Советский спорт", "Пионерия".

Всего на фронте работало 258 оператора (по другим данным 282), каждый второй был ранен, каждый четвертый убит. Но чтобы ни случилось, они продолжали держать свою камеру в руках – единственное, но верное оружие в борьбе со страхом смерти.


Источники: https://tvkinoradio.ru/article/article2930-frontovoj-kinooperator,

https://www.kino-teatr.ru/kino/operator/sov/336279/foto/643872/