Правильный курс

11 сентября

Кинематографистов Екатеринбурга и Перми связывает давняя дружба: еще совсем недавно все они были членами Уральского отделения СК России. И хотя сейчас в Перми существует своё Пермское краевое отделение СК России, наши деловые и человеческие контакты продолжаются. В Екатеринбурге всегда рады приезду коллег и знакомству с новыми фильмами. 

  

Вот и новому сезону мероприятий Дома кино положила начало творческая встреча с режиссером пермской киностудии «Новый курс» Сергеем Лепихиным. В программе состоялся премьерный показ в Екатеринбурге двух документальных фильмов режиссёра: «Воистину хроникёр» и «Под куполом неба».

Выбор фильмов не был случайным. Одинаково дорогим как пермякам, так и екатеринбуржцам человеком был герой фильма «Воистину хроникёр» - ушедший из жизни в январе 2019 года кинооператор Валерий Иванович Горшков. Фильм о нём стал продолжением документального проекта режиссёра «История пермского кино в лицах».

Валерия Горшкова можно назвать также и одной из значимых фигур в истории Свердловского кино. Четверть века отдал он Свердловской киностудии, работая кинооператором пермского кинокорреспондентского пункта. На Свердловской киностудии им снято более 200 сюжетов и спецвыпусков для киножурналов «Советский Урал», «Большой Урал», «Новости дня, «Россияне». После прекращения деятельности корпункта с 1997 Валерий Горшков работал кинооператором на пермской киностудии «Новый курс».

Создавая цикл о тех, кого уже нет, режиссёр тщательно и кропотливо собирал материал. Как он сам вспоминает: «Впервые я снял на камеру Валерия Ивановича в 2002 году. В фильме также использовались кадры, снятые другими пермскими документалистами – Константином Шитовым и Владимиром Соколовым, а также более поздние материалы 2016 года… Получилась увлекательная история одного из могикан пермского пленочного кино, наполненная кинохроникой прошлых лет, которая не оставит равнодушным никого из зрителей разных поколений»  

                    

В фильме запечатлены воспоминания коллег Валерия Горшкова, в том числе и свердловчан: редактора кинохроники Геннадия Николаевича Шеварова и режиссера Ии Сергеевны Михайловой, а также друзей, учеников и родных В. И. Горшкова. А вся ткань повествования о герое пронизана множеством занимательных рассказов героя фильма о себе, учебе во ВГИКе и любимой работе. Фильм воссоздаёт живой образ Валерия – веселого, юморного, доброго, жизнерадостного человека, неутомимого и доброжелательного рассказчика, который помнит до мелочей свое прошлое, людей, которые его окружали, все перипетии и курьёзы, встречающиеся в работе корреспондента. Таким его помнят друзья и коллеги по Свердловской киностудии и Уральскому отделению СК РФ.

Зрители тепло приняли и второй фильм, представленный на вечере, «Под куполом неба». Чувства и судьба героев фильма, в прошлом артистов, на пенсии оказавшихся не у дел, близки и понятны кинематографистам, ведь многим из них в жизни пришлось испытать нечто подобное. 

В фильме рассказана необычная история семьи цирковых артистов Владимира и Надежды Гроль. Глава семейства был очень известным в цирковых кругах акробатом, а его жена выступала как наездница в конном номере. Всю жизнь колесили по миру. Дети их «родились в опилках» и тоже стали цирковыми. Выйдя на пенсию, герои фильма не опустили руки перед вставшей перед ними суровой реальностью, а начали жизнь с чистого листа. Осуществив давнюю мечту построить дом в красивом месте, вдали от цивилизации, в новой для себя жизни они сумели обрести гармонию с природой и с самими собой.

  

Искали такое место в Новой Зеландии, в США и Англии, а нашли его в России – в Пермском крае, где по словам Надежды «…такие закаты, такая природа!» Начало новой жизни было трудным, да и сейчас пасторальным его не назовёшь. Красной нитью по фильму проходит тема преодоления. Герои стойко переносят все тяготы, ни у кого ничего не просят, надеются только на себя. Их жизнелюбие, стойкость и оптимизм помогают преодолеть все трудности. Блистательные артисты в прошлом теперь живут жизнью простых сельских тружеников, ухаживают за своим беспокойным хозяйством (собаками, козами, курами) и счастливы своим единением с природой.

Фильм «Под куполом неба» снят по сценарию Светланы Федотовой, выступившей также и в качестве продюсера. Съемки велись в течение трёх лет и в разные времена года. Это позволило авторам проникнуться атмосферой, в которой живут и действуют герои, дотошно зафиксировать разные стороны их непростой жизни и подружиться с ними. И это даёт редкую возможность зрителям увидеть в фильме не поверхностный, снисходительный взгляд заезжих кинематографистов, жаждущих первыми «засветиться» со столь незаезженной, выигрышной темой, а взгляд заинтересованный, добрый, внимательный, понимающий. Фильм получился таким тёплым, благодаря бескорыстному энтузиазму авторов и, главным образом, режиссёра-оператора, явившего качества истинного кинематографиста, которого не могут остановить ни трудности в процессе съемок, ни даже необходимость собственных финансовых затрат для достижения цели.  

Мне кажется, самая большая удача авторов фильма в том, что снят он с любовью к героям, к неповторимой уральской природе, картины которой удалось передать кинооператору Сергею Лепихину так проникновенно, и, конечно, - с любовью к зрителям, ведь им сейчас так необходимо доброе, светлое и жизнеутверждающее кино!

Екатерина Лесникова, член СК РФ